«Правительство не понимает, чего хочет получить»: почему в России нет экономического роста?

Объясняет экономист Владислав Иноземцев
15 сентября, 13:52 Маргарита Лютова
2 243 0
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик?  Войдите
Вы уже подписчик ? Войдите

В эфире программы «Деньги. Прямая линия» экономист Владислав Иноземцев ответил на вопрос телезрителя о том, почему в России не наблюдается экономического роста. Он рассказал о том, почему модель, которая работает в Китае, Корее или Бразилии, не прижилась в России, а также что нужно делать, чтобы выйти из кризиса.

Фото: DepositPhotos

— Почему не наблюдается устойчивого роста экономического, ВВП?

Такой лаконичный вопрос: почему не наблюдается устойчивого роста? Владислав Леонидович, я вас уже представила как колумниста, помню, недавно у вас был текст в РБК как раз по поводу ускорения экономического роста. Давайте об этом поговорим, действительно, почему нет у нас устойчивых, хотя, по-моему, никаких нет, но тем не менее устойчивых темпов экономического роста?

Тема, конечно, безграничная. Я остановлюсь на двух моментах. Первый момент, все-таки я хочу уделить пару минут тому, почему этот рост был. Обычно существует мнение, что рост 2000-х годов обеспечивался исключительно повышением цен на нефть, дополнительными финансовыми ресурсами, которые приходили в страну, инвестициями, высокими ожиданиями и так далее. Вот мне кажется, что это немножко однобокая точка зрения.

Дело в том, что если мы посмотрим на структуру российской экономики и сравним ее со структурой любой другой развивающейся экономики, мы увидим, что в России промышленность никогда не имела той роли в развитии, как она имела, допустим, в Корее, в Бразилии или в Китае. Рост 2000-х годов был ростом, основанным на сервисном секторе. И что это был за сектор? Это было совершенно понятно: мы увеличивали ВВП за счет торговли оптово-розничной — росли торговые центры, оптовые поставки, логистика, связанная с этим и так далее. Банковский бизнес тоже рос очень быстро и давал хороший прирост, риэлторские операции, строительство, естественно, коммуникации — мобильная связь, интернет и так далее. И все эти отрасли обеспечивали в 2000-е годы — с 2001 по 2007 год — приблизительно 68-70% прироста российского ВВП. Эти отрасли были отраслями, создавшимися с нуля, этих отраслей раньше не было вообще, то есть мы имели экономику, движущей силой которой были абсолютно новые для нее сегменты.

Позвольте, я уточню в этом моменте. Действительно эти отрасли все ориентированы, так или иначе, их двигал платежеспособный спрос, будь то населения или компаний, но ведь есть мнение, что этот спрос, в общем, тоже рождался во многом за счет тех самых нефтяных денег, например, повышение зарплат бюджетников и так далее. Все-таки, может, нефтяные деньги здесь помогли с нуля вырасти?

Я согласен, они помогли. Но если бы этих приводных ремней в виде этих отраслей не было, то и они бы не помогли. Но сейчас эти отрасли давно уже достаточно вышли в стадию насыщения: у нас на 100 человек больше мобильных телефонов, чем в Европе, сим-карт распространенных, у нас банковский бизнес практически обеспечивает полностью потребности населения, риэлторские операции, торговля тоже продвинулась. В общем-то, все эти отрасли вышли в предел насыщения, и они больше двигателями быть не могут.

Даже если появятся дополнительные нефтяные деньги, как экономика их переработает? Вы купите восьмой телефон? Нет. Что будет происходить дальше, даже если деньги в экономику начнут приходить? Где точки входа инвестиций в российскую экономику? И с этим очень большие проблемы. Это первое замечание. То есть на сегодняшний день мы вошли в ту полосу, где мы не очень понимаем, за что зацепиться должен этот рост. В быстрорастущей экономике развит экспорт, у нас его нет вообще фактически, кроме военного. Поэтому здесь первая проблема.

Комментарии (0)
Полный текст доступен только нашим подписчикам. Подпишитесь:

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера