Рукотворный кризис от Сечина и Путина. Как Россия обвалила цены на нефть, ждать ли теперь мировой рецессии и катастрофы для рубля

Объясняет Сергей Алексашенко
09/03/2020 - 20:35 (по МСК) Лев Пархоменко

В понедельник 9 марта более чем на 30% обвалилась цена на нефть Brent. Вслед за нефтью резко упал курс рубля: евро поднимался до 86 рублей, затем опустился до 84,96, а доллар утром превышал 75,6 рубля, но зафиксировался на 74,19 рубля. Также обвалились ценные бумаги российских компаний: на 25,5% упали акции Сбербанка, «Роснефти» — на 24,2%, «Лукойла» — на 22,1%. Некоторые экономисты считают, что во вторник рубль продолжит падение. Обвал связывают с отказом России сократить уровень добычи нефти и согласиться на условия ОПЕК. В специальном выпуске программы «Деньги. Прямая линия» экономист Сергей Алексашенко подробно разбирает ситуацию на российском рынке: кто виноват в случившемся, какие могут быть последствия для россиян и как можно исправить текущее положение. 

Всем добрый вечер настолько, насколько он может быть добрым в такие дни для экономики. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Лев Пархоменко. Как всегда по понедельникам, мы здесь встречаемся с ведущими экспертами, экономистами, финансистами, профессорами для того, чтобы обсудить, что, собственно, происходит в экономике.

Сегодня, кажется, тот самый день, когда новостей очень много, хотя последние годы мы как-то страдали от некоторого недостатка новостей. Теперь мы расплатимся за это сполна. Я очень рад, что в такой непростой момент с нами на связи Сергей Алексашенко, экономист. Он с нами на связи из Вашингтона. Сергей, добрый вечер!

Добрый вечер, Лев! Добрый вечер, зрители!

Я неделю назад эфир с Игорем Николаевым из ФБК начал с вопроса, началось или не началось. Он мне ответил: «Начинается». Теперь я вам переадресую этот вопрос. Началось? Можем мы говорить о том, что глобальная рецессия началась?

Нет, конечно, мы не можем говорить о том, что началась глобальная рецессия, но мы можем говорить о том, что в России точно совершенно начинается рукотворный финансово-экономический кризис, потому что объективные данные о состоянии мировой экономики всегда немножко запаздывают. Мы не очень хорошо понимаем в режиме реального времени, что происходит с производством, что происходит с сельским хозяйством, что происходит с транспортом.

Мы видим, что происходит с фондовыми рынками, да, но это немножечко другое. Соответственно, мы знаем, сколько людей заболело в мире, сколько умерло, сколько выздоровело. Статистика коронавируса у нас вся есть. Статистика по мировой экономике запаздывает, она реально даже по крупным странам появляется через две, три, четыре недели, шесть недель, по окончании месяца.

Поэтому сказать, началась рецессия или не началась, я бы все-таки воздержался. Мне кажется, что пока еще мировая рецессия не началась, но очевидно, что решительный жест российского руководства уйти с переговоров с Организацией стран-экспортеров нефти и заявление о том, что с 1 апреля соглашение с ОПЕК перестает действовать и Россия начинает увеличивать добычу нефти аж на целых 3%, в общем, спровоцировало такую жесточайшую нефтяную войну. Саудовская Аравия за выходные успела открыть свои траншики, начала переговоры по поставкам нефти с большим дисконтом, с большим спадом, снижением в цене. И вот сегодня с утра буквально, в Москве еще ночь была, нефтяные рынки открылись падением цен на нефть на 30% просто, что называется, в течение одной секунды, в течение одного мгновения времени.

Конечно, вообще говоря, мировая экономика, если говорить о ней в целом, она от дешевой нефти выиграет. А вот в том, что российская экономика от дешевой нефти проиграет, можно не сомневаться.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски