Стратегия-2030. Зубаревич, Аузан, Гонтмахер и Ениколопов выносят приговор экономике десятых, но с оптимизмом смотрят в двадцатые

30/12/2019 - 13:15 (по МСК) Лев Пархоменко

В итоговый выпуск программы «Деньги. Прямая линия» уходящего десятилетия в гости пришли профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер и ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Подвели итоги прошедшего десятилетия и обсудили прогнозы на будущее. Почему экономический кризис 2008-го года был нетипичен? Зачем был придумана «Стратегия-2020» и почему ожидания от этой программы не имеют ничего общего с результатами? Действительно ли российская власть боится слова «реформы»? А также как долго смогут россияне прожить в экономической стагнации и чего стоит ждать от экономики в следующем десятилетии? 

Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Лев Пархоменко, и как всегда по понедельникам мы здесь встречаемся для того, чтобы обсудить экономику. Сегодня у нас специальный эфир, потому что заканчивается год, заканчивается десятилетие, сегодня сразу много гостей, чему я очень рад, и все как на подбор. Я как-то чувствую концентрацию интеллекта за этим столом, такую очень густую.

Аузан: Как-то вы рано начинаете это делать, мы еще ни слова не сказали.

Я же вас знаю. Я представлю наших гостей. Сегодня Наталья Васильевна Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, Александр Александрович Аузан, декан экономического факультета МГУ и Евгений Шлемович Гонтмахер. Евгений Шлемович, я уже запутался..

Гонтмахер: Профессор Высшей школы экономики и выпускник МГУ.

Профессор Высшей школы экономики, выпускник МГУ.

Зубаревич: И выпускник географического факультета МГУ.

В общем, у нас сегодня встреча «АЛАМНИ» МГУ. Я, кстати, из «Вышки».

Аузан: По случаю Нового года предстоящего.

Да. Ну что, друзья, у нас сегодня задача простейшая, тривиальная, буквально нет ничего проще, чем подвести итоги десятилетия, в общем, что мы сейчас и сделаем в ближайший час. У нас сегодня чуть увеличенное время на этот эфир.

Аузан: А прогнозы нас не интересуют?

И прогнозы обязательно. Сначала мы закончим с прошедшим и потом перейдем к тому, что нас ждет в следующем десятилетии, то бишь в третьем десятке XXI века. Давайте, наверное, мы начнем хронологически, но пойдем дальше, как пойдет наш разговор, как-то сами себя им увлечем, потому что хочется вспомнить, собственно, 2010 год, кажется, это было так давно, прекрасно и замечательно. Страшно как-то неудобно даже говорить, как молод я тогда был, вот буквально еще только-только вышел из института, еще даже не работал на телеканале Дождь. Но в общем, кажется, правда, вот сейчас глядя из сегодняшнего дня, что 2010 год это было такое невероятно благостное, замечательное, счастливое время, где все было хорошо, все было прекрасно, все были счастливы, и у всех было счастливое будущее впереди.

Зубаревич: Это свойство молодости, я бы сказала.

Вот, это свойство молодости. Это вообще кажется, нам всегда кажется вообще, что раньше все было лучше. Давайте попробуем вот эту сентиментальность как-то отодвинуть и вспомнить, что оно там было на самом деле и какие были ожидания. Собственно, тогда же начинала работать программа «Стратегия 2020», многие из которых за этим столом к ней имели прямое отношение. Наталья Васильевна, давайте с вас начнем, давайте попробуем вспомнить, действительно, если сейчас вы можете вспомнить, что тогда вы ожидали, какие были мысли.

Зубаревич: Я начну с двух мелких гадостей, как обычно. Первая, вообще-то десятилетие заканчивается еще через год, я же географ, застрелиться.

Это правда, это чистая правда, закончится оно в 2021.

Аузан: И мы еще раз, закончится еще раз, и мы еще раз встретимся.

Гонтмахер: Заканчивается определенное десятилетие.

Зубаревич: Второе, 2010 год это по факту первый год выхода из достаточно тяжелого кризиса, кто забыл.

2008 года, да.

Зубаревич: Нет, кризис в мире был в 2008 году, у нас он начался октябрем маленько, и по-настоящему ноябрем-декабрем 2008, и уже совсем густо до лета 2009 года. Потом малость полежали, и в 2010 пошли вверх. Это был последний кризис в нашей истории, когда он развивался по сценарию «упал-отжался». Вот это десятилетие мы уже живем, в этот кризис, совсем по другому сценарию, «вполз и медленно выползаю». Вот это два базовых отличия того начального периода выхода и нынешнего, долгого и вязкого. Второе, в тот период никто не мог предположить, что настолько задавлен будет инвестиционный цикл, потому что восстанавливались инвестиции после достаточно быстрого, но сильного спада. В тот период никто не мог предположить, что так медленно будет ползти промышленность, хотя она реально шла лучше инвестиций, это бесспорный факт. И наконец, в тот период никто не ожидал, что вперед нас ждет пятилетнее с лишним падение доходов на очень близком горизонте.

Также по теме
    Другие выпуски