«Отставание экономики не будет беспокоить Путина»: прогноз Сергея Алексашенко на президентский срок 2024

04/12/2018 - 15:17 (по МСК) Лев Пархоменко

Экономист Сергей Алексашенко объяснил, как писал прогноз на текущий президентский срок Путина еще в сентябре-августе 2017 года и что думает о падающихся рейтингах президента. 

И в завершение хочется, так сказать, и в завершение разговора, и в завершение книги я хотел бы небольшой спойлер дать и буквально просто последний абзац вашей книги здесь процитировать. Он довольно короткий.

«Все вместе это ― то есть все, что было в этой книге изложено ― означает, что для российской экономики не произойдет никаких позитивных перемен, что право собственности в России по-прежнему будет оставаться красивым термином из Конституции, не имеющим реального содержания, экономический рост будет медленным и неустойчивым, экономика России будет всё сильнее отставать от развитых стран по уровню своего технологического развития, по-прежнему опираясь на экспорт сырья. Но это не будет угрожать устойчивости личной власти Владимира Путина, поэтому и не будет его беспокоить».

Сергей, у меня сначала к вам вопрос: а вы когда именно писали именно вот этот абзац? Это было полгода назад, год назад? Месяц назад?

Нет, смотрите, сейчас отвечу на ваш вопрос. Просто нужно сказать, что эта фраза относится к моему политико-экономическому прогнозу на следующий срок президентства Владимира Путина, то есть на текущий, да. То есть это не вообще про историю России. Я как раз в отношении истории, длинной истории считаю, что Россия рано или поздно встанет на нормальный путь развития и пойдет, как и все остальные страны.

Я эту фразу написал, думаю, где-то в конце августа ― начале сентября прошлого года.

Ага, понятно. Я почему спрашиваю? Потому что, так сказать, чтобы наш разговор привести в наш сегодняшний день, потому что мне-то кажется, что как раз ровно последняя фраза, что это не будет угрожать личной власти Владимира Путина и поэтому не будет его беспокоить…

Последние самые события, пенсионная реформа, выборы в регионах и так далее, кажется, на мой, по крайней мере, взгляд, говорят нам о том, что уже начали беспокоить и уже начали, очень-очень издалека, но в некотором смысле нести некоторые риски, да. Потому что пенсионная реформа, несомненно, результат положения экономики, да, иначе не было бы необходимости ее проводить, с другой стороны, угрожает она непосредственно, так сказать, самым верхам нашей власти, именно на ней в первую очередь отражается. Мы видим это по рейтингам.

Вы согласны с этим? Можно ли говорить о том, что, в общем, действительно вот этот процесс начал как-то уже, он становится виден, когда экономика начинает отражаться на политике?

Мне кажется, что вы выдаете желаемое за действительное. Сами по себе значения рейтингов в России, в российских условиях, в российской политической конструкции никоим образом не меняют устойчивости положения Владимира Путина как лидера государства. И даже если эти рейтинги упадут, не знаю, до 5%, до 10%, до 2%, это не означает, что в 2024 году Владимир Путин не сможет осуществить какую-то политическую комбинацию, которая позволит ему остаться у власти.

В главе, посвященной политической конструкции, я пытаюсь объяснить, что сегодня в России Владимир Путин создал ситуацию, когда только он может стать олимпийским чемпионом в беге на сто метров. И больше никто, потому что он сам выбирает себе соперников, он сам определяет правила, кто бежит просто так, а кто бежит, не знаю, скованный кандалами, у кого свинцовый пояс висит, груз висит на поясе и так далее. Вот в нынешней системе в России отсутствуют выборы и победитель известен заранее. Поэтому я считаю, что как раз устойчивости политической власти Владимира Путина ничего не угрожает.

А вот что касается вашего аргумента последних событий, мне-то как раз кажется, что с точностью до наоборот. Вот четыре поражения губернаторов, действующих губернаторов на региональных выборах и реакция Кремля на это показали, что Кремль точно совершенно не готов признавать свои ошибки и готов биться до конца вот с тем, чтобы, не знаю, ломом, силой продавить то решение, которое он видит, да. Губернатор должен назначаться.

Посмотрите, что происходит, не знаю, в Хакасии, да, где всех кандидатов заставили сняться с выборов, оставив одного несчастного коммуниста, да, Коновалова. Или посмотрите, что происходит в Приморье. В общем, очевидно, что Кремль готов делать, идти дальше, меняя, не разворачиваясь в сторону честных выборов, в сторону политической конкуренции, а наоборот, уходить от нее все дальше и дальше.

Поэтому как раз мне кажется, что вот эти события точно совершенно не повлияли на Кремль в том плане, чтобы поменять свою политику. Просто вот это движение, этот разворот в сторону… Его даже нельзя назвать советской практикой, да, потому что это какая-то авторитарная практика, то есть практика построения такого авторитарного государства, которое чем-то похоже на Советский Союз, но чем-то сильно отличается, да. То есть это движение как можно дальше от западной демократии продолжается, и поэтому мне кажется, что тревоги в Кремле особой пока нет.

Также по теме
    Другие выпуски