«Придется обнулить все ресурсы на здравоохранение»: Евгений Гонтмахер о строительстве Сахалинского моста Аркадия Ротенберга

16/10/2017 - 19:52 (по МСК) Надежда Иваницкая

Агенство Bloomberg сообщило о том, что компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга получит контракт на строительство моста на остров Сахалин. Экономист Евгений Гонтмахер объясняет, почему строительство этого моста еще под вопросом и как этот проект используется в политических целях. 

У нас есть вопрос еще, через интернет его задали, по поводу того, что Аркадий Ротенберг получит контракт на строительство моста на острове Сахалин, об этом написал сегодня Блумберг. Вопрос в том, что правильно ли мы понимаем, что, судя по всему, речь опять идет о том, что не будет никакого конкурса?

Безусловно, конкурса не будет. Но я бы сказал так, что с этим мостом еще не все понятно, и это, мне кажется, сегодня в комментариях тоже было, окончательное решение не принято. Я объясню почему. Потому что сначала должно быть принято решение, как сказал Путин, планетарного значения о строительстве моста между Хоккайдо и Сахалином. Вот тогда, если японцы на это пойдут, тогда действительно образуется мост между Японией и Европой. Но сейчас без Японии мост бесполезен и не нужен, потому что нечего возить.

Послушайте, на остров Русский тоже было нечего возить.

Но это был имиджевый проект, это был мост действительно, он не такой большой, но очень красивый и впечатляющий, остров Русский — это был саммит АТЭС, там не считались ни с какой экономической эффективностью. Но в данном случае это давно уже посчитано, Сахалин не является такой большой экономической единицей в стране, он небольшой, и там основные грузы и так идут либо паромами, либо там есть трубопроводы, которые нефть и газ поставляют и прочее. Поэтому сначала японцы должны решить, а потом уже будет понятно.

Что касается без конкурса. Да, такого рода проекты являются, безусловно, мега-проектами, политическими проектами. Не исключаю, что следующий президентский срок, если Путин пойдет, но пока идет к этому, что он пойдет на этот срок, одна из примет этого срока будет очередной мега-проект, потому что у нас помните, была Олимпиада была, Чемпионат мира по футболу, этот Крымский или Керченский мост, как он называется.

А какой еще может быть мега-проект? Про Сахалин — понятно.

Сахалинский мост с Японией. Честно говоря, я не знаю. Почему? Потому что, мне кажется, что все эти мега-проекты не носят экономического характера, а сейчас нам просто их не потянуть. Это только надо окончательно тогда обнулить расходы на образование и здравоохранение. Там, по-моему, оценили стоимость этого сахалинского моста где-то в 360 миллиардов рублей, на самом деле выйдет больше. Мы с вами знаем, что когда стройка начинается, смета увеличивается в полтора, в два раза, но, бывает, и даже больше. Стадион в Петербурге — классический пример. Это просто тогда снизит ниже, чем вообще можно себе вообразить, другие расходы того же самого бюджета, и там могут возникнуть какие-то уже непредсказуемые последствия. Поэтому мне кажется, сахалинский мост — это нам будут об этом много говорить, но...

Но в итоге не построят.

Может быть, я надеюсь, что не построят, честно. И я вам должен сказать, что я, например, видел проекты, когда они были более экономически обоснованные, например, тоннель сделать между материком и Сахалином, а не мост, кстати говоря, если уж на то пошло. Поэтому, мне кажется, вопрос еще не ясен.

Фото: Коммерсант

Также по теме
    Другие выпуски