Марат Атнашев: «Бесполезно давить на газ, если автомобиль сломался».

Бывший вице-президент «Евраз» и ТНК-ВР о том, почему дешевые деньги не спасут российскую экономику
Деньги. Прямая линия
21:16, 16 марта
Поддержать программу
Поделиться
Вы смотрите демо-версию ролика, полная версия доступна только подписчикам
Скидка 16%
4 800 / год
5 760
Попробуй Дождь
480 / месяц
Уже подписчик? Войти Купить подписку

Комментарии

Скрыть

Вместе с гостями Наталья Шанецкая обсуждает все интересующие вас вопросы – говорят об экономике, бизнесе и личных финансах. Сегодня разобраться в происходящем впервые помогал независимый экономист, доцент НИУ ВШЭ и аспирант Гарварда Марат Атнашев. Обсудили, спасет ли экономическую ситуацию сменяемость власти, что может изменить Столыпинский клуб, и как проведение Чемпионата мира по футболу скажется на российской экономике? 

Марат, сегодня правительство решило вернуться к трехлетнему бюджету, объяснив это тем, что однолетний бюджет себя исчерпал. Это стоит воспринимать как хорошую новость?

То, что правительство пытается перейти к более длинному планированию, как будто бы должно звучать как хорошая новость, но мне кажется, что надо понимать, где мы сегодня находимся и какой потенциал у правительства воздействовать на ситуацию. Начнем с того, что сегодня антикризисный план, который объявлен правительством, по существу является скорее прокризисным. Если мы говорим про антикризисные меры, это когда государство в период кризиса увеличивает расходы или делает более доступными деньги, например. Как правило, бюджет в этот период должен существенно превышать бюджет предыдущего периода.

А вас в Столыпинский клуб не звали?

Нет, пока не звали. Мы, конечно, это обсудим этот вопрос.

Это то, что делает развитая экономика. Давайте дойдем дальше логически. К сожалению, у российской экономики таких возможностей нет физически. Мы не сможем, подобно крупной экономике, например, США или ЕС, позволить себе увеличить расходы. Что делает государство? Оно говорит об антикризисном плане, но физически даже в рублях мы сокращаем бюджет, то есть делаем кризисный план. Мы вполне адекватно готовимся к тяжелому периоду. Можно посмотреть на несколько лет вперед. Вряд ли кто-то сможет прогнозировать точно, что будет с макроэкономикой, с ценами на нефть, но я думаю, что правительство сможет еще на три года спрогнозировать сокращенный бюджет. Как и семейный бюджет, можно сказать: в кризис мы будем меньше кушать, меньше тратить деньги на путешествия, это и будет наш кризисный ответ.

Но ведь когда мы переходили к однолетнему бюджету, это мотивировалось тем, что очень высока степень непредсказуемости, огромное количество факторов, в том числе и внешних, влияющих на ситуацию. В связи с этим мы приняли такое решение. Получается, сейчас этих внешних факторов нет или их влияние сократилось?

Нет, конечно, вы абсолютно точно задаете вопрос. Макроэкономическая стабильность, которая была достижением последних 12-15 лет, исчезла. Сегодня мы очень точно перешли к ситуации, когда все клапаны в экономике открыты, рублю позволено корректировать самого себя в соответствии с макроэкономическими факторами. Конечно, это создает колоссальную волатильность. Есть такой экономический термин «первородный грех», есть экономики, в которых что ты ни делай, в период кризиса волатильность будет очень высокой. Мы как раз относимся к такому типу: мы не очень большая, ресурсозависимая экономика. Мы обречены на то, что волатильность будет очень высокой. В этом смысле, конечно, трехлетний план является разговором о том, чего бы хотелось. Хочется стабильности на три года, но пока это некая недостижимая мечта. Но это не значит, что нельзя сделать трехлетний план.

Полный текст доступен только нашим подписчикам
Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.