Лоббизм или новые технологии: что стоит за желанием правительства промаркировать все товары? Объясняет Олег Вьюгин

14 мая, 15:46 Лев Пархоменко
263

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) назначен оператором цифровой маркировки всех товаров. Профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин объясняет, насколько эффективна эта мера и будет ли от нее какая-то польза для экономики в целом.

Хорошо. Что касается как раз частного бизнеса, такого самого простого, понятного, а именно производства и торговли, продолжается обсуждение тоже пока еще не запущенного проекта, но он вот-вот должен начаться. Это маркировка товаров, которая, очевидно, сильно скажется вообще на всех экономических взаимоотношениях, которые у нас есть в стране.

Речь идет о маркировке фактически едва ли не всех потребительских товаров некой специальной маркой для того, чтобы государство могло отследить всю цепочку производства, уплаты налогов с него и прочая, и прочая. И вот теперь речь шла о том, что в 2019 году 12 категорий товаров будут в этой программе участвовать: фотокамеры, обувь, блузки, верхняя одежда, одежда из кожи и так далее. Вот теперь Медведев предлагает добавить туда еще восемь групп.

То есть все время идет такое обсуждение, какие надо, какие нет, в каком порядке, какие раньше, какие позже и так далее. С другой стороны, при этом иногда слышны возгласы бизнеса о том, что не все потянут эту систему, кажется, что малые предприятия, и торговые, и производственные, из-за этого пострадают. Все еще больше сконцентрируется у крупных игроков. С другой стороны, кажется, что сама идея вполне себе интересная, инновационная, в общем, может дать некоторый эффект. Что вы в целом думаете про всю эту историю?

Кому-то, может, интересная, мне, как потребителю, не интересная. Я считаю, что вообще этого делать не надо. Может быть, это имело бы смысл, если речь идет, скажем, о лекарствах или о каких-то товарах, которые имеют возможность нанести, в случае их фальсификации, большой ущерб человеку непосредственно. Наверное, имеет смысл. Но распространять это, извините, на блузки, обувь и так далее, это чисто фискальная мера на самом деле. Наше государство никак не может остановиться, запуская руки в денежные средства компаний или населения. Одну ошибку с повышением НДС сделали, абсолютно не нужно этого было делать, как сейчас выясняется.

А почему, что вы имеете в виду?

Не надо было повышать НДС с 18 до 20. Зачем?

Ну, сейчас как-то все любят говорить о том, что, в общем, вот смотрите, ничего страшного не произошло, цены не выросли, и все прекрасно, небо на землю не упало.

Ничего страшного не произошло, только в этом году экономического роста практически не наблюдается, реальные доходы населения в первом квартале упали на 2,3%. Понимаете, это как бы…

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Россия это Европа