Добрый вечер, уважаемый телезрители телеканала Дождь. Как всегда в понедельник в семь вечера выходит программа «Деньги. Прямая линия», во время которой мы приглашаем к нам в студию известных экономистов, финансистов и других специалистов в области экономики и финансов для того, чтобы поговорить о том, что же происходит и происходило за последние недели в нашей жизни и как нам с этим жить дальше.
Сегодня гостем нашей программы стал Константин Корищенко, финансист, профессор РАНХиГС и, что немаловажно в данной ситуации, бывший зампред Центрального банка России. Добрый вечер, Константин Николаевич.
Добрый вечер.
Я почему это упомянул, потому что, конечно же, у нас одна из первых новостей, которую я хотел бы с вами обсудить, это повышение процентной ставки, которую осуществил Центробанк на прошлой неделе. И тут вопрос такой, во-первых, это не стало сюрпризом, об этом тоже предупреждала Эльвира Набиуллина, но достаточно ли вот этого повышения в 0,25%, двадцать пять процентных пункта? Или это действительно только такой первый маленький шажочек для того, чтобы повысить ее, довести до уровня, вот сейчас у нас 4,5%, вот Эльвира Набиуллина обещает, что будет 5-6%, где-то от пяти до шести процентов, в ближайшее какое-то время такая будет процентная ставка.
С точки зрения и теории, да и практики, собственно, есть такое понятие, как нейтральная процентная ставка. Обычно нейтральной считается процентная ставка, которая, назовем так, слегка выше, чем инфляция. Если, скажем, инфляция 4%, то ставка 5% это нейтральная. Сегодня по статистическим данным, по крайней мере за короткий период этого года, все-таки относительно короткий, инфляция достаточно разогналась, она превышает 5%, поэтому в общем-то сегодняшняя ставка, даже вот эта вот повышенная, она в общем является все равно, с точки зрения опять же теории, стимулирующей, то есть она ниже инфляции и соответственно является стимулирующей.
Центральный банк говорит о том, что его главная цель это стабилизация инфляции на том уровне, который установлен в качестве цели 4%, значит, с точки зрения, в логике его решений, Центрального банка, ставка должна быть более высокой, что он, собственно, и сделал. Не решил он это на предыдущем заседании, отложил на это, и возможно, будет повышение на следующих заседаниях, по той причине, что пока тенденции на стабилизацию инфляции и на ее снижение нет. Вот, собственно, и все, здесь, с моей точки зрения, какой-то глубокой, более глубокой интриги нет.