Полная расшифровка программы:
Добрый день, дорогие друзья. Это программа «Деньги. Прямая линия». Сегодня ее проведу я, Надежда Иваницкая. Сегодня мы выходим в неурочный час, обычно это в восемь, сегодня это три, я сейчас скажу, почему. Дело в том, что сегодня стартует фестиваль лекций на Дожде, каждый вечер до 11 августа вас ждут разговоры на самые интересные темы.
А теперь перейдем к нашей программе «Деньги. Прямая линия», напомню, это программа, где вы задаете свои вопросы, и сегодня на них будет отвечать Яков Моисеевич Миркин, экономист, член президиума Столыпинского клуба, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН. Здравствуйте, Яков Моисеевич, спасибо, что пришли.
Мы собирали вопросы в социальных сетях, сегодня просто какой-то бум вопросов, чему мы очень рады, но тема, прямо скажем, совершенно не радостная. Это санкции. По ощущениям, некая дипломатическая война разгорается, к сожалению, между двумя нашими государствами. Дипломатический аспект мы оставим нашим коллегам из «Политики. Прямой линии», а вот про экономический аспект хотела бы поговорить немножко подробнее.
Вы написали в своем блоге, можно так сказать, о таком факте из этих санкций, который мало кто прочитал, а вы, видимо, прочитали внимательно. Расскажу нашим зрителям. Дело в том, что в законопроекте о санкциях, который сейчас все бурно обсуждают, есть четкое указание на то, какими могут быть дальнейшие действия США.
Документ предписывает Минфину США в течение 180 дней представить некий отчет о том, насколько успешными оказались санкции, и у них есть возможность расширить эти санкции. Каким же образом? Их могут расширить на суверенный долг и весь рынок российских деривативов. Так ли это, и что это значит, переводя на русский язык потребителя? К чему может привести?
Санкции — это такое медленное, а иногда и быстрое, отъедание, то от одного кусочка, то от другого, от тела российской экономики. Наш внутренний рынок, российский финансовый рынок, довольно сильно зависит от нерезидентов, например, вложения в облигации федерального займа, доля иностранцев это 28%, по последним данным.
И центры портфельных инвестиций в России — это, прежде всего, США и Великобритания. На рынке акций — это больше 40%, на рынке облигаций в целом, то есть еще и корпоративных, — чуть больше 20%, очень много деривативов. Это, в основном, спекулятивные вложения, но так или иначе, это ликвидность, которая подается в российскую экономику и с ней надо быть очень осторожным, потому что часть этой ликвидности, так называемая кэрри трейд, то есть игра на разнице процентных ставок при более-менее устойчивом курсе рубля.