Как беднеют россияне, пока власти заняты противостоянием с НАТО

31/01/2022 - 20:13 (по МСК) Маргарита Лютова

Как население России беднеет, пока власти заняты борьбой с Западом — об этом в колонке Маргариты Лютовой. 

Кажется, абсолютно все понимают, что даже сама угроза войны, не говоря уже о масштабном военном конфликте России и Украины, в реальности — крайне болезненный удар для российской экономики и, что еще важнее, по доходам россиян. Но во всей этой геополитической эскалации меня поражает невероятное несоответствие: почему гарантии безопасности России от США и НАТО могут быть более насущным вопросом, чем гарантии безопасности людей в России от бесконечного обнищания? Тем более, что это обнищание во всю идет, а никаких гарантий никто даже не пытается давать. Но вот источник «Медузы»* утверждает, что там, в администрации президента, вроде бы все понимают: да, гипотетическая война сильно ударит по благосостоянию, но геополитический статус важнее. Но вообще-то слово «благосостояние» с трудом применимо к экономическому положению большинства россиян. Благосостояние в России все больше национальное, в специальном фонде, который стабильно пополняется нефтегазовыми доходами.

Я долго думала, какие данные можно привести, чтобы как можно более емко описать экономическое положение людей в России. Далеко можно не ходить, достаточно сайта государственного Росстата. Там есть оценки покупательской способности в товарном эквиваленте. Проще говоря, если бы вы решили потратить весь свой доход за месяц на, скажем, говядину, то сколько килограммов вы сможете приобрести? А сколько могли приобрести в 2013-м? 

Вот оценка Росстата для среднего россиянина: в 2013 году — 104 килограмма с лишним, в 2021-ом — примерно 97 с половиной, почти на 7 килограммов меньше.

Статистика по покупательной способности — крайне любопытная штука, в ней достаточно хорошо видно, что такое снижение уровня жизни. Помимо говядины Росстат оценивает покупательную способность еще для 23-х продуктов питания, буквально самых базовых. Хоть какой-то рост по сравнению с 2013-м есть только по четырем позициям, да и то очень скромный. Итого, на средний доход в стране сегодня можно купить меньше еды, чем в 2013-м, когда геополитика еще не успела окончательно победить экономику.

Как будет звучать амбициозная риторика российских властей, если параллельно показывать ее стоимость? Причем не через колебания курса или фондового рынка, а так, чтоб можно было, что называется, пощупать. Например, через хлеб с маслом!

 

«Что мы будем делать, если Запад не будет внимать голосу разума. Президент уже об этом сказал. Если наши попытки договориться о взаимоприемлемых принципах обеспечения безопасности в Европе не дадут результата, тогда мы будем принимать ответные меры, отвечая на прямой вопрос: какими эти меры могут быть — он сказал, что они могут быть самыми разными: „Я буду принимать решение на основе тех предложений, которые мне представят наши военные“», — тем временем говорит глава МИД России Сергей Лавров. 

Лавров, конечно, за экономику не в ответе, он просто озвучивает российскую генеральную геополитическую линию, определяет которую, понятно кто. А вот президент Владимир Путин уж точно в ответе и за экономику. Но что, если слушать его угрожающее выступление на коллегии Минобороны в декабре прошлого года и одновременно смотреть, как упала доступность морковки и картошки? 

«Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег, мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги — жёстко реагировать. И, хочу подчеркнуть, имеем на это полное право, имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России», — заявил Путин. 

Может быть, первый приоритет в обеспечении безопасности и суверенитета России — все-таки в том, чтоб у граждан страны хватало денег на еду? Так сказать, начать с базовых потребностей из всем известной пирамиды Маслоу. Как сильно должно снизиться количество килограммов моркови, которое доступно на среднюю зарплату или пенсию, чтобы холодильник победил НАТО в борьбе за внимание наших властей? И знает ли чиновник АП, рассуждающий об ударе по благосостоянию людей в случае гипотетической войны, о положении дел с этой морковью? 

Но угроза войны — это удар не только по экономическому настоящему, но и по будущему. Как можно представить себе собственное будущее, когда рухнуть может, наверное, все, кроме цен: рынок, рубль, связи с внешним миром? Еще кое-какие данные, которые возможно пригодились бы при принятии политических решений. Это результаты масштабного опроса, который регулярно проводит Институт социологии РАН. Эксперты РАН, среди прочего, спрашивают людей об их жизненных целях — чего они хотели бы достичь и достижимо ли это. 

Каждый третий россиянин хотел бы престижную работу, но сомневается, что ее получит. Чуть хуже ситуация с хорошей зарплатой — 39% не верят, что это достижимо. 36% хотели бы путешествовать по миру, но сомневаются, что удастся. 

Это данные 2021-го года. Понятно, что перспектива войны или фактического железного занавеса между Россией и Западом только увеличит долю тех, кто не видит для себя перспектив. В том числе 31% из тех, кто говорит о недостижимых целях, отмечают, что главная причина в том, что в современной России реализовать себя практически невозможно. В 2012-м окружающую действительность винили только 20%. Это вполне исчерпывающая оценка «успехов» государства за прошедшее десятилетие. 

Такие данные показывают, что холодильник и кошелек в головах миллионов россиян давно и уверенно побеждают пресловутый телевизор и якобы пугающее НАТО. Люди сами хорошо знают, как ухудшилось их благосостояние, но авторам концепции внешней политики возможно стоило бы ознакомиться, ну, например, с данными Росстата о покупательской способности или института социологии РАН. В вводной части больших выступлений о положении дел в стране президент Путин любит приводить огромное количество статистических данных, может стоило бы включить туда и эти, вполне себе официальные цифры? 

Фото на превью: @dkaminev / Дождь

Минюст внес «Медузу» в реестр СМИ-«иноагентов»

Другие выпуски