Иллюзия помощи. Экономист Владимир Назаров — о внесении МРОТ в Конституцию и неправильной статистике бедности

04/02/2020 - 17:00 (по МСК) Лев Пархоменко

В новом выпуске программы «Деньги. Прямая линия» директор НИФИ при Министерстве финансов Владимир Назаров вместе со Львом Пархоменко поговорили о предложенных Путиным во время обращения к Федеральному собранию мер по поддержки семей. Откуда будут взяты эти деньги, помогут ли они как-то в борьбе с бедностью в России и будет ли эффективным внесение в Конституцию положения о том, что размер минимальной заработной платы не может быть меньше прожиточного минимума? 

Вернемся тогда уже к основной нашей теме сегодняшней, это опять же, как я сказал, послание и те инициативы, которые там прозвучали. Собственно, на прошлой неделе появились первые оценки того, во что это обойдется, даже еще раньше, на самом деле. В общей сложности такая цифра была заявлена Минфином, что окончательная стоимость мер поддержки семей, которую озвучил президент, четыре триллиона рублей дополнительных расходов до 2024 года. Минфин обещает найти эти деньги до 11 февраля, осталась неделя, на следующей неделе уже должны найти. Раньше при этом мы слышали, например, от тогда еще министра экономического развития Орешкина, что деньги эти возьмут из налогов, вот так он это озвучил, не очень понятно, из новых, из старых, и так далее. Все-таки есть ли какое-то уже более ясное понимание источников, из которых будут взяты эти четыре триллиона? И главное, как это может сказаться на других расходах, скажем так, других программах, других планах?

Я более чем уверен, что налоги повышаться не будут, во всяком случае, ближе до 2024 года не было никаких планов такого повышения налогов, которое бы могло компенсировать заявленные меры, поэтому о повышении налогов речи не идет. Что касается перераспределения денег с других программ, я думаю, ровно сейчас этим Министерство финансов и занимается, потому что ни для кого не секрет, что прошлый год у нас закончился крайне низким исполнением по целому ряду нацпроектов. И по некоторым направлениям, по цифровизации, выясняется, что нам надо в два, в три раза меньше, иногда в десять раз меньше денег на те или иные мероприятия. Поэтому не исключено, что деньги можно найти прямо внутри бюджета, перераспределяя с одних направлений на другие. И кроме того, профицит последних лет, вся трехлетка профицитная запланирована, поэтому даже если ничего не перераспределять, даже если просто профицит потратить на это, все равно этого хватит.

Даже так, в принципе, понятно.

Даже так. Может быть, после трехлетки у нас чуть-чуть хуже становится с профицитом, но в рамках трехлетки у нас профицит всегда был больше 0,8% ВВП, а вот эти заявленные четыре триллиона это примерно 0,8% ВВП ежегодно. В этом году чуть поменьше, 0,6%, в следующем чуть побольше.

Это такое удачное совпадение? Или на самом деле просто когда считали эти цифры, в смысле размер этой помощи, как раз прикинули, что вот столько примерно у нас будет свободных денег?

Я думаю, люди, которые готовили послание, они все-таки живут в нашей стране, смотрят в бюджет, в его реальные цифры, поэтому я думаю, это не большая случайность.

Но с другой стороны, действительно, вот четыре триллиона до 2024 года, то есть это примерно по триллиону в год, ровно столько же, сколько мы не потратили из бюджета по итогам 2019 года, вот те самые цифры, которые все обсуждали, что триллион не смогли распределить. Тем не менее, хорошо, все-таки опять же еще раз уточню, о том, что возможно, придется сократить какие-то другие направления, пока про это речи нет?

А жестко так вопрос не ставится. Я думаю, ищутся эти резервы, ну потому что глупо все время закладывать в бюджет какие-то цифры, потом приходить к концу года и выясняется, что совершенно не нужны были эти расходы, и никто даже не начал этого делать. Поэтому ищутся резервы, Мишустин поставил такую задачу, посмотреть еще раз, прошерстить нацпроекты в части их мероприятий, в части обоснованности этих мероприятий. Поэтому, я думаю, часть будет найдена внутри этих мероприятий, что в принципе нет никакого глубокого обоснования, что эти деньги а)нужно потратить и б)мы сможем их потратить. Но все-таки, я думаю, значимая часть будет за счет сокращения профицита.

Также по теме
    Другие выпуски