Экономист Игорь Николаев: «России не помогут ни Кудрин, ни Столыпинский клуб»

Как Силуанов одним махом обложит скрытыми налогами, заморозит зарплаты и заставит копить до пенсии
13 марта, 21:36 Маргарита Лютова
31 579 18
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Что пытается скрыть Минфин за повышением НДС и НДФЛ, на какой стадии кризиса находится Россия, и как санкционное противостояние сдерживает «зуд налогового реформаторства». На вопросы зрителей Дождя отвечает экономист, профессор ВШЭ Игорь Николаев.

Лютова: Мы начнем обсуждать новости этого дня, благо сегодня как раз есть большая экономическая новость, весь день все о ней говорят: министр финансов Антон Силуанов заявил о новой идее налогового маневра. Теперь маневрировать будем так: налог на добавленную стоимость, а как вы знаете, он заложен в цене каждого товара, который мы с вами покупаем, Силуанов предлагает повысить с нынешних 18 до 22-х, и одновременно снизить страховые взносы, а я напомню, что это те взносы, которые работодатели платят с наших с вами зарплат. Итак, давайте разбираться вместе по порядку. Что значит повышение НДС? Это неминуемый рост цен и насколько это может быть чувствительным?

Николаев: Это, безусловно, чувствительно, хотя Силуанов сегодня сказал, причем выразился в таком духе, что два процентных пункта — это разово и все.

Лютова: Два процентных пункта — это к инфляции имеется в виду?

Николаев: Это к инфляции. Допустим, если сейчас годовая инфляция около 5%, то будет за год семь, и этим все и ограничится. Но я думаю, это, в общем, такое упрощенное понимание. На самом деле как только вы привносите какой-то мощный стимул в инфляцию, это будет не два процентных пункта, это создает дополнительные инфляционные ожидания. То есть тут вклад в инфляцию будет гораздо больше. Поэтому с этой точки зрения нынешние оценки — они такие скромные оценки по вкладу в инфляцию. Безусловно, инфляция — это будет плата за повышение НДС, если оно состоится, а я думаю, что шансы велики, что действительно у нас поднимут НДС на четыре процентных пункта — с 18 до 22%.

Лютова: Да, это значительное повышение, тем более, что инфляция в официальном подсчете, который мы видим на Росстате, она очень часто не совпадает с ощущениями потребителей. Мы даже по вопросам наших зрителей всегда видим, что рапортуют о замедлении инфляции, а люди по ценникам на полках этого совершенно не ощущают.

Николаев: Это так, но я должен сказать, и это объяснимо. У людей вполне естественно внимание акцентируется на том, что растет в цене больше всего — это такое субъективное ощущение инфляции. Поэтому, на самом деле, понятно, почему люди так оценивают, но то, что считает Росстат — это примерно, если оценивать инфляцию как среднюю температуру по больницам, это примерно так. В свое время мы делали доклад «Альтернативная инфляция» и пришли к выводу, что если и врут, то ненамного — это я в защиту Росстата. Там 2-3 процентных пункта, не больше. Если объективно, правильно ли у нас считается инфляция.

Лютова: То есть правильно, но, конечно, воспринимается тяжело, конечно.

Николаев: В целом правильно, да.

Лютова: Значит, разобрались, НДС вырастает — это, скорее всего, более существенный рост цен, чем те проценты, которые мы видим. С другой стороны, Минфин говорит: снижаем страховые взносы. Здесь как? Здесь бизнес почувствует облегчение от этого, и насколько оно существенное, и коснется ли это, в общем, нас, обычных людей, например, в виде роста зарплат? Раз нагрузка на зарплатный фонд снижается, то почему бы не повышать их сильнее?

Комментарии (0)
Купите подписку, чтобы посмотреть полную версию.
Вы уже подписчик? Войдите

Купить за 1 ₽

подписка на 10 дней
Варианты подписки
Что дает подписка на Дождь?

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски

Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера