Что выведет из застоя в экономике: 2024 год, окончательная потеря управляемости или политический кризис?

Объясняет Сергей Романчук
2 сентября, 21:03 Лев Пархоменко
6 381

Финансист Сергей Романчук объясняет, почему политический кризис или транзит власти — единственный выход из застоя, стоит ли ждать приватизации или хотя бы снижения коррупции в госкомпаниях, а также насколько точны прогнозы на конец 2019 года. 

Всем добрый вечер. Это программа «Деньги. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Лев Пархоменко. Хочется сказать, как всегда по понедельникам, но действительно у нас был небольшой перерыв на август, все-таки и в экономике тоже бывают небольшие перерывы. Но я очень рад, что наконец наступил сентябрь, наконец наступил новый сезон, и я рад, что новый сезон мы начинаем с нашим гостем, Сергеем Романчуком, главой ассоциации ACI Russia. Спасибо вам большое, что пришли. Хорошо начать сезон именно с вами, потому что так у нас будет разговор про текущий год, я бы так сказал, и про то, что нас ждет до конца этого года.

Ну что, Сергей, давайте действительно начнем с подведения итогов прошедших, прежде чем мы взглянем на оставшийся нам самый горячий сезон в году, осень и декабрь, потому что, во-первых, подведены итоги первого полугодия, во-вторых, Минэкономразвития новый прогноз нам выдало «на гора» несколько дней назад. Но все-таки к итогам, первое полугодие закончили с ростом 0,7%, по последнему прогнозу Минэкономразвития по итогам года опять же будет 1,3%, хотя мы там подробнее этот прогноз еще обсудим. В общем явно план, который был выставлен в майских указах, расти с опережением мировых темпов роста, 3% и больше, не складывается никак и теперь уже точно в этом году не сложится. В общем, и про следующий год уже такая аккуратная идет речь. Не то чтобы мы были уверены или это какая-то большая неожиданность, но тем не менее. Можем мы уже сейчас как-то подвести какой-то промежуточный итог 2019 года, в том смысле, что пошло не так, почему все-таки цифры такие, которые мы видим?

Давайте попробуем. В целом на самом деле действительно министр экономического развития Максим Орешкин эти итоги как бы подвел, прогнозируя, что у нас будет дальше. И в сущности, причины произошедшего можно разделить на две большие части, два больших таких фактора, это внутренние и внешние причины. Причем как бы в случае российской экономики у нас трудно выделить что-то одно, мы очень сильно зависим от внешних рынков, у нас довольно значительно снизился экспорт, и безусловно это для России, которая является экономикой, экспортирующей энергоресурсы и приобретающей много чего импортного, в общем достаточно важно.

Вы имеете в виду в деньгах или в штуках, в объемах?

Я имею в виду в деньгах, да. Падение цен на энергоносители это такая самая главная вещь, которая в целом на экономику влияет, хотя их волатильность, этих нефтяных цен, она, конечно, сглажена, и особенно это проявляется в том, что курс рубля стал не так сильно зависеть от цен на нефть, как это было раньше. Бюджетное правило, с покупками Центрального банка по поручению Минфина на рынке балансирует эту компоненту, хотя сказать, что полностью отсутствует это влияние, конечно, совершенно неправильно, около 10% рубль реагирует на изменение нефти, если нефть у нас на 10% меняется, то рубль примерно на 1%. Но что такое 1% с точки зрения других факторов? В общем-то потенциально говоря, переходя от этого года к будущему периоду, понятно, для нас это главные факторы. Вот если те риски, про которые, в том числе, говорил министр, они реализуются, а именно мировая экономика будет расти более низкими темпами, те торговые войны и другие факторы, которые влияют на цены на энергоносители, существенно их понизят, и мы перейдем от ситуации накопления резервов к ситуации, когда, возможно, их придется тратить, тогда и на курс какое-то влияние будет более заметное. Что касается внутренних факторов, то здесь мы видим однозначно, что не реализовалось, это не реализовался план по инвестициям. Прежде всего инвестиции в экономику не идут, и у нас 2019 год будет самым слабым по отношению к предыдущим, у нас рост всего около 2%, по-моему, планируется, при всем при том, что хотелось бы роста в 5%. Собственно, основная идея того, как на текущем этапе российское государство будет поддерживать экономический рост была в том, чтобы давайте мы поднимем налоги, в частности, НДС, как бы для упрочнения, для того, чтобы сделать более прочным Пенсионный фонд и будущие выплаты. Но в целом как бы соберем больше денег, и кстати, удалось собрать, если смотреть год к году, то первый квартал 2019 собрали на 10% больше доходная часть, чем это получилось в прошлом году. Причем мы понимаем, что еще на более низких ценах на нефть, то есть мы видим колоссальный рост собираемости, то есть люди платят больше. Идеологически это должно было быть через национальные проекты направлено на некий инвестиционный рост, который государство начнет, а частный бизнес поддержит через совместные инвестиции. И что мы видим? Исполнение бюджета по расходной части еще хуже, чем в прошлом году, хуже, чем в позапрошлом году, то есть даже те расходы, которые были запланированы, они сделаны в меньшем объеме, что показывает, наверное, меньшую эффективность работы государства.

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю