Юрист «Гринпис России» о строительстве метро в Битцевском парке

Кофе-брейк
17 февраля 2012
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
«Битцевский лес» может стать вторым Химкинским. Мэр Москвы разрешил построить в парке метро. Ранее на территории парка не разрешалось возводить объекты капитального строительства, не связанные с использованием этой природной зоны. Чего больше для местных жителей в планах мэрии, плюсов или минусов, узнали у юриста «Гринпис России» Ольги Блатовой.

Власти до конца 2013 года планируют построить соединительную линию метро от станции Бутовской ветки «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (ныне «Новоясеневская») Калужско‑Рижской линии. Ранее руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский заявил, что властям удалось добиться того, что линия метро не будет заходить на территорию этой особо охраняемой природной территории.

На поверхность планируется вывести только четыре вентиляционных шахт, строиться они будут строиться изнутри тоннелей. Под парком тоннели метро будут прокладываться закрытым способом с помощью тоннелепроходческих щитов на глубине от 14 до 20 метров от поверхности земли.

Лиманова: Традиционная рубрика «Кофе-брейк» в эфире ДОЖДЯ. У нас в гостях Ольга Блатова, юрист организации «Гринпис России». Спасибо, Ольга, что зашли к нам. Обсудим мы новость этого дня - о Битцевском лесе. Он может стать вторым Химкинским. Мэр Москвы разрешил построить на территории парка метро, и власти до конца 2013-го года планируют построить соединительную линию метро от станции Бутовской ветки «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (ныне «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии. Ранее не разрешалось строить на территории парковых зон такие вот объекты, и теперь вот одним росчерком пера мэр Собянин это разрешил. Насколько правомочно это решение?

Блатова: Вы знаете, я бы усомнилась, конечно, в правомочности этого решения в связи с двумя моментами. Во-первых, у нас есть федеральное законодательство, его никто не отменял, об особо охраняемых природных территориях, где четко сказано, что строительство объектов, которые не связаны с функционированием особо охраняемых природных территорий, запрещено на них. Метро, конечно, относится к таким объектам. И, во-вторых, проводилось федеральным органом, Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу проводилась экологическая экспертиза государственная. В конце декабря, именно 29, был подписан приказ, который утвердил отрицательное заключение этой экспертизы.

Лиманова: Вот как, отрицательная? Потому что власти-то говорят как раз…

Блатова: Никаких разрешений мы не наблюдали.

Лиманова: А вот сегодня на лентах везде комментарии представителей властей московских о том, что экологическая экспертиза пройдена, и никаких возражений нет.

Блатова: Нет, вы знаете, здесь получилось хитро, насколько нам известно. Объект – Метрополитен - федерального уровня. Это особо опасный, технически сложный объект, поэтому экологическая экспертиза проводится федеральным органом власти, уполномоченным на проведение эти экспертиз. Но каким-то непонятным образом, как мы поняли, из всего этого проекта оказались выделены в отдельный проект подготовительные работы. И по этим подготовительным работам, это этому, так сказать проекту, хотя с такой практикой мы раньше не сталкивались никогда, проводил экспертизу, действительно, московский орган - это Мосгосэкспертиза (по-моему, так называется). И именно на подготовительные эти работы было получено ее положительное заключение. Но мы считаем, это, конечно, неправомочно также, поскольку объект - федеральный проект, и мы никогда не видели, чтобы он дробился. То есть, разные этапы почему-то оказывались разного уровня.

Лиманова: Вот в январе были проведены публичные слушания. Было получено 5200 заявлений от жителей. Несогласие выразили 1046 человек, а согласие, соответственно, 4700, но все-таки, нет согласия в товарищах. И какое развитие теперь может получить эта ситуация? Люди против, какая-то часть людей…

Блатова: Вы знаете, на счет согласия мне было тоже очень интересно, потому что я увидела вот эти цифры в сообщениях СМИ и вчера решила прочитать протоколы (как раз они появились) публичных слушаний на сайте Префектуры Юго-Западного Административного округа. Но поскольку наибольшие протесты были в Ясенево, я решила ознакомиться с протоколом по Ясенево и он у меня, конечно, вызвал некоторые вопросы, потому что, действительно, там указаны фамилии людей, которые до проведения самого собрания подали какие-то замечания, во время собрания. Но очень интересно. Такая табличка у них: фамилия человека и его высказывание за метро или против. Многие писали очень подробно, почему против. И там такие записи, которые и дали, как я поняла, самое большое количество голосов. Например, такая-то женщина, предположим - заявление с семьюстами с чем-то подписями. Кто эти подписи давал, 700, жители ли этого района, которые и могут принимать участие в публичных слушаниях, не жители, какие это фамилии, совершенно непонятно. То есть, если по протестующим все четко - письмо и указаны ФИО граждан, которые подписались против, - то здесь просто один человек и, например, 600-700-500 подписей. Штук шесть таких писем пришло им вроде бы. И вот они сделали основное число, конечно, непонятно, что сказать.

Лиманова: Ну, вот руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский сегодня заявляет, что на поверхность планируется вывести только четыре или три вентиляционные шахты, строиться они будут изнутри тоннелей, под парком тоннели метро будут прокладываться закрытым способом, с помощью тоннелепроходческих щитов, на глубине от 14 до 20 метров от поверхности земли, никакого ущерба экологии. Может быть, и ничего страшного, действительно, ведь метро-то нужно в таком огромном мегаполисе нужно развивать метро?

Блатова: Конечно, нужно. Но логичный вопрос из всех заявлений Кульбачевского - почему же Государственная экологическая экспертиза дала отрицательное заключение? Но могу сказать, что опасения жителей и экологов связаны в основном с тем, что будет строиться эта линия метро мелкого заложения, мелкого. То есть, можно его сделать и более глубоким.

Лиманова: А в чем опасность?

Блатова: Здесь, конечно, основная опасность, как предполагают эксперты, касается нарушения гидрологического режима возможного, но отсюда, конечно, и поступление воды, например, к корням деревьев. Я могу сказать еще, что экологи пытались организовать независимую экспертизу, общественно-экологическую экспертизу, привлечь экспертов, однако пока Управа Ясенево не давал им этого сделать. На наш взгляд, незаконно отказалась она регистрировать это заявление об общественно-экологической экспертизе, поскольку сослалось на то, что это не в ее компетенции. Не Управа Ясенево, простите, перепутала, - муниципалитет. Конечно, муниципалитет района Ясенево. Хотя федеральный закон «Об экологической экспертизе» четко совершенно наделяет органы местного самоуправления этими полномочиями по регистрации заявлений об общественной экологической экспертизе, они написали, что это не их полномочия. Вот пока будем, наверное, с этим вопросом тоже разбираться.

Лиманова: Вообще, пока сценарий такой похожий, уже известный нам.

Блатова: Ну, в каком-то смысле да.

Лиманова: Учитывая ваш опыт работы в «Гринписе», как вы думаете, какое развитие получит вся эта история?

Блатова: Вы знаете, мне, конечно, сложно предположить сейчас какое может быть развитие, учитывая некие современные особенности функционирования органов власти различных.

Лиманова: Но с другой стороны, уже такой большой опыт общественных выступлений против у нас есть, движение в защиту Химкинского леса…

Блатова: Да-да. Но сейчас гражданам гораздо сложнее добиваться чего-либо. На нашей практике, мы пока видим, что гораздо проще поменять закон, законодательство под какой-то проект, нежели следовать законодательству и какой-то проект изменить. Но мы надеемся на лучший вариант.

Лиманова: Ну что же, посмотрим.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.