«Ростурпомощь»: Ручное управление в туриндустрии больше не понадобится

02/09/2012 - 20:31 (по МСК) Павел Лобков

В аэропорту Пулы идет регистрация на рейс авиакомпании «Саравиа», который должен отвезти россиян в Ростов‑на‑Дону. Российская ассоциация туроператоров ведет переговоры об отправке еще одной группы – в Краснодар. Это стало возможным только после вмешательства Ассоциации туроператоров России, а за время, пока пассажиры безуспешно ждали неоплаченного, как выяснилось, самолета, компания «Черри тур» заявила, что приостанавливает свою деятельность и отправила всех клиентов за компенсацией в Ингосстрах. На память приходят банкротство компании «Ланта‑тур» и многих других компаний, по вине которых отдыхающие оставались на чужбине. Почему такое происходит, узнали у Эдуарда Кузнецова, главы организации «Ростурпомощь».

 Лобков: Как вы распутывали этот клубок, связанный с агентством «Черри»?

Кузнецов: Прежде всего, надо добавить, что участие в решении проблем наших туристов принимали Ростуризм, Росавиация серьезно помогла, Российский союз туриндустрии и АТОР. Подключились все организации, которые должны решать подобные проблемы. Ситуация на сейчас: буквально через 7 минут 112 пассажиров на борту «Саравиа» уже будут в воздухе.

Лобков: Это которые полетят в Ростов?

Кузнецов: Да. На 18 часов должен уйти борт «РусЛайна», он заберет порядка 45 пассажиров на Краснодар. Что происходило и что мы делали. Первую тревожную информацию мы получили в пятницу, она пошла по каналам МИДа от консульства, позвонили туристы, которых в отелях стали предупреждать, что должна быть произведена повторная оплата. Мы связались с директором компании «Черри тур», он был в стрессе, попросил несколько минут на переговоры с учредителями, после чего пропал на сутки. На мои звонки, звонки АТОРа он не отвечал, видимо, решал свои проблемы.

Лобков: АТОР – это Ассоциация туроператоров России?

Кузнецов: Да. С ним и Ирина Тюрина из Ростуризма пыталась контактировать. Понимая, что в такой истории нужно иметь информацию из первоисточника, мы связались с авиакомпаниями, я разговаривал с топ-менеджерами. Меня уверили в том, что несмотря на финансовую ситуацию – а у «Черри тур» есть задолженность перед обеими авиакомпаниями...

Лобков: То есть эти рейсы были забронированы, но не оплачены?

Кузнецов: Была поставлена программа. Это не билетобронирование, фрахтуется весь самолет. Он был забронирован, были внесены депозиты, депозиты за два крайних рейса были использованы, новых платежей не было. Деньги закончились на момент вчерашнего и сегодняшнего вылетов. Но авиакомпании сказали, что несмотря на эту историю, мы полеты проведем. Когда вчера Дмитрий Черепов, директор, вышел на контакт, была информация, что борт пойдет с односторонней загрузкой. Перед этим «РусЛайн» привез туда новых туристов – в Варну и Хорватию. Причем принимающий оператор объявил, что мы не будем вас расселять, практически все улетели обратно.

Лобков: То есть еще одна группа пострадала?

Кузнецов: Еще одна группа пострадала, прокатилась из Волгограда через Варну в Пулу и обратно.

Лобков: Оплатив при этом тур.

Кузнецов: Конечно. Но это немножко другая история. Фингарантию «Черри тур» выдал Ингосстрах, поэтому не сомневаюсь, что люди получат компенсацию.  У нас была информация из двух источников, что борт «Саравиа» поедет за туристами «Черри тур», которые должны быть вывезены в Ростов. Вечером раздается звонок, что туристы в аэропорту, самолет не пришел. здесь мы быди вынуждены подключиться достаточно серьезно.

Лобков: А кто их туда привез? «Черри тур»?

Кузнецов: Они находились там неделю, понятно, что «Черри тур». Подключился замруководителя Ростуризма Евгений Писаревский, подключилась Росавиация в лице Нерадько. Сегодня при посредничестве и координации нашей работы с Ингосстрахом рейсы, как вы видите, выполняются.

Лобков: Это же не первый случай. Как бы вы могли охарактеризовать поведение директора «Черри тура», который молчал в течение двух дней, зная о том, что клиенты находятся в не самой дружественной обстановке, когда их выселили из гостиницы?

Кузнецов: В принципе, никого не выселили. Те, которые были на Краснодар, раньше приехали в аэропорт, вчера туристы ехали на свой рейс. Они в аэропорту много времени провели. Так как аэропорт закрылся на ночь, информация пришла где-то в 11 вечера, непонятно было, кого как расселять. Люди разбрелись оттуда, в этой ситуации было невозможно что-то сделать.

Лобков: Что делал гендиректор?

Кузнецов: Я не знаю, что делал гендиректор. Он связался с нами вчера в 7 часов вечера. Понятно, что если бы он хотя бы нам давал адекватную информацию или был на связи, то мы, я думаю, уже в пятницу вечером локализовали бы проблему. Пула – такой аэропорт, где наши чартеры летают по средам и субботам. Мы бы при помощи наших коллег, которые сразу же отозвались и готовы были оказать помощь, трансферы бы организовали, нашли бы необходимое количество билетов и эти 100 человек вчера вывезли.

Лобков: Авиакомпании «Саравиа» и «РусЛайн», которые помогли, - «Черри тур» им же ничего не оплатил?

Кузнецов: Решается вопрос о возможности компенсации этих программ фингарантом Ингосстрахом.

Лобков: У Ингосстраха есть деньги на это? Компания «Черри тур» достаточно заплатила Ингосстраху, чтобы покрыть эти расходы?

Кузнецов: У них страховое покрытие 30 млн. рублей. По нашим расчетам – мы проанализировали количество туристов, которые не улетели, которые прилетели с проблемами – там нет такой суммы.

Лобков: Они ведь будут еще моральный ущерб требовать.

Кузнецов: Это уже другая история. Насколько я понимаю, Ингосстрах, как страховая компания, должен будет возместить именно неоказанные услуги.

Лобков: Как вам такое поведение компании, когда в середине дня, когда вопрос решается, на ленты информагентств ложится новость, что «Черри тур» приостанавливает свою деятельность как туристическое агентство? Вас это всех обрадовало сильно?

Кузнецов: Ну конечно, у всех получились хорошие суббота и воскресенье. Для нас это нормально, мы за это отвечаем, а как туриндустрия, перед туристами я должен извиниться. Безусловно, это недопустимая ситуация. Я думаю, и Ростуризм, и наше объединение будет наказывать за такие вещи очень строго.

Лобков: А как можно наказывать? На уровне премьера Путина решался вопрос о компенсациях пострадавшим от «Ланта-тур». Это гигантское агентство, там было очень много народа. Здесь глава Росавиации Нерадько, человек тоже немаленький, в ранге вице-премьера, можно сказать. По каждому случаю нужно будет привлекать людей в ранге премьера или вице-премьера из-за 30-40-100 человек, которых туркомпания оставила в чужом аэропорту?

Кузнецов: После ситуации с «Ланта-тур вояж» были приняты дополнения к нашему основному закону о туристской деятельности, в соответствии с параграфом 11 должно быть создано объединение, которое вы обозначили, где я избран директором. Это объединение операторов, работающих в сфере выездного туризма, членство обязательное. Объединение должно реализовать ту часть технологического процесса, где страховая компания не может быть эффективна. Если вы не улетели, перед вами не выполнены обязательства, если компания не банкротится, она вернет вам ваши средства. Моральный ущерб – это уже отдельная история. Соответственно, нам нужно решить ситуацию с экстренной эвакуацией туристов, или дать им возможность побыть, сколько положено, на курорте и вернуть их обратно к пункту, который указан в путевке. Для этого нужны некие оперативные средства и технологии.

Лобков: Взнос нужно от них брать?

Кузнецов: Нужны финансы. Это членские взносы, которые определены в размере 0,1% от оборота операторов, это средства в компенсационный фонд. Еще будут средства на оперативную работу нашего объединения, потому что, я уверен, многие вопросы можно снять на этапе превентивной работе. Наши связи с туристическими ассоциациями курортов, где пребывает достаточно много россиян, объединением отелей. Нас будут знать, будут понимать, что мы можем, что не можем. Я думаю, что такое ручное управление больше не понадобится. Мы должны закончить регистрацию нашего объединения, получить правительственное постановление о его всероссийском характере до начала ноября, и провести общее собрание. Пока прошло только учредительное собрание, проходим регистрацию.

Лобков: То есть вы какую-то проверку на прочность этим инцидентом уже прошли.

Кузнецов: Моральную проверку.

Лобков: Меня интересует судьба людей – того же руководителя «Черри тур» или «Ланта-тур вояж». Впоследствии они могут заниматься туристической деятельностью? У них сейчас плохо с деньгами, потом они кредит нашли, организовали еще одно турагентство под названием «Черри тур+» и продолжают возить людей.

Кузнецов: Вопрос достаточно важный. Безусловно, ситуация ситуации рознь, истории бывают разные. Если объективно говорить о Дмитрии Черепове, у него 18 лет работы в туризме, он знает эти направления. Не просчитал до конца программы, были финансовые проблемы. Потом, вы помните банкротство болгарского оператора, где наши операторы взяли часть убытков на себя. Может быть, это еще. Мы будем разбираться в этой ситуации, хотя оперативной работы с нами не было никакой, мы были как в вакууме, сами доставали информацию, принимали какие-то решения, просили о помощи Ростуризм, Росавиацию. Задача этого объединения, помимо экстренной помощи – разработка правил оказания экстренной помощи, определенных правил наполнения этого фонда. И здесь наша задача – выйти на тот уровень, когда мы будем обязаны принимать какие-то решения о членстве в объединении, говорить о квалификации тех людей, которые допустили такие ситуации.

Лобков: Все турагентства имеют лицензию, как я понимаю.

Кузнецов:  Сейчас нет лицензии.  

Лобков: А думаете ли вы о том, что нужно будет вернуться к лицензированию, исходя из того, что этих случаев много?

Кузнецов: Нет лицензии, но есть финансовая гарантия. Теперь еще дополнительно к финансовой гарантии будет необходимое членство в нашем объединении для операторов в области выездного туризма. Будем работать над этим вопросом, чтобы исключить эти ситуации. 

Также по теме
    Другие выпуски