Продюсер Kanobu.ru Иван Макаров о космических продажах GTA V: вряд ли новая игрушка по сборам в итоге обгонит фильм «Аватар»

Кофе-брейк
19 сентября 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Мы пригласили на кофе продюсера портала Канобу.ру Ивана Макарова обсудить выход новой версии популярной видеоигры GTA V, которая за сутки после старта продаж собрала 800 млн долларов. 
Белоголовцев: Расскажи, пожалуйста, почему? Это самая доходная ситуация в истории бизнеса вообще. Мировой бизнес никогда не был таким доходным.

Макаров: Во-первых, важно заметить, что компания, которая произвела игру, заложила рекламный бюджет порядка 260 миллионов долларов. То есть понятно, что с точки зрения маркетинга, когда они производили этот продукт, они подошли очень серьезно, и игра рекламировалась на всех возможных каналах. Она имеет некий культовый статус, сама серия, это тоже имело определенный эффект. В последнее время игры склонны к тому, что они работают по франшизам и производят одну и ту же серию.

Белоголовцев: Я сразу начну с тобой спорить, потому что есть некое количество культовых игр, причем об их существовании часто знают даже люди, которые не играют в компьютерные игры. Они есть, они тоже производят свои продолжения, но здесь цифры абсолютно шокируют. Это норма прибыли, декларируемый бюджет игры чуть за 260 миллионов долларов, за первые сутки продажи на 800. То есть за первые сутки норма прибыли 300%. Это фантастика, такого не бывает в нефтеторговли, такого, мне кажется, в криминальных бизнесах нет. Почему такой взрыв?

Макаров: Мы сами все шокированы, и не только мы - пользователи, журналисты, даже сами разработчики, глава Take-Two вчера дал интервью: они просто поражены реакцией на игру. Они тоже вряд ли ожидали именно такого успеха. Наверное, надо говорить о новом феномене, который еще предстоит изучать и принимать, почему именно так произошло.

Белоголовцев: Твои предположения по этому поводу.

Макаров: Мое мнение такое, что не заметили, прежде всего, крупные СМИ, я не говорю, что сами игровые порталы, журналы, а именно крупные медиа, они просто не заметили прихода эпохи игр. На Западе это давно понимают, в России, может быть, это кажется шоком. А на Западе в любой семье есть игровая консоль. Эта целая культура, вокруг которой строится огромный бизнес, Microsoft переделывает концепцию своей приставки, не просто, что это игровая приставка, а что это целый мультимедийный центр, через который можно смотреть телевидение, кабельные каналы, играть, общаться с людьми.

Белоголовцев: Как многие замечают справедливо, что консоли были до этого, GTAбыла раньше. Вообще весь мир, в котором произошел такой взрыв, был раньше. Это разовая история или теперь компьютерные игры станут самым доходным бизнесом во вселенной?

Макаров: Компьютерных игр выходит миллионы, такого успеха добиваются единицы. Понятно, что повторить это будет очень сложно, но я думаю, если не каждый год, то каждые несколько лет, будут пытаться это повторить. Я думаю, что через несколько лет даже эту цифру перебьют.

Белоголовцев: В России GTA лицензионный, законный стоит 2600 рублей, если я не ошибаюсь. На самом деле очень серьезные деньги, даже для небедного города Москва. Что в пятом GTA такого фантастического, что люди по всему миру готовы довольно серьезные деньги платить за компьютерную игру?

Макаров: Это целая метафизика, какая может быть. В игре есть все: ты можешь играть активно, участвовать в перестрелках, ты можешь наоборот расслабиться, сидеть на диване и смотреть телевизор. Человек получает абсолютную свободу действий, он мало, чем там ограничен. Сюжет игры достаточно агрессивен для людей, которым, мне кажется, в жизни не хватает этой агрессии. И эта попытка компенсировать необходимость некой модели поведения.

Белоголовцев: В массовом создании активный потребитель компьютерных игр- это специфический образ, это молодой человек от 12 до, наверное, 25, он, как правило, не очень физически развит, у него обычно очки, у него обычно проблемы в личной жизни, он обычно живет с мамой, которая зовет его есть, и он обычно не зарабатывает деньги или зарабатывает их мало. В мире накопилось такое гигантское количество людей такого типа, которые смогли за сутки потратить 800 миллионов долларов и это только в ритейле, без цифровых продаж? Или те, кто играют в компьютерные игры, выглядят уже совсем не так?

Макаров: Конечно, второе. Могу сказать цифры нашего портала. У нас аудитория от 18 до 34, она составляет больше 70%. Мы не говорим за тех, кто от 18 и ниже. Мне кажется, действительно настал такой период, когда поколение тех людей, которые условно 10 лет назад были детьми и играли в игры, они теперь стали взрослыми людьми, у них есть работа, они вполне зарабатывают приличные деньги, чтобы позволить себе купить что-то. Я сегодня видел очень смешной Twitter, где одна девушка написала, что ее подружка вышла замуж, и если у подруги завалин весь Facebook фотографиями со свадьбы, то у молодого человека исключительно радость по поводу того, что он в этот день купил GTAV.

Белоголовцев: Насколько я помню, предпоследний GTA был очень тесно интегрирован с Россией. И многие шутили, что главный герой похож на актера Машкова, в игровой машине можно было настроить радио «Владивосток ФМ», если я не ошибаюсь. Что сейчас для российских пользователей эксклюзивного или специального в этой игре?

Макаров: Я прям сходу не скажу, потому что я сам не добрался до игры. Я думаю, что надо ждать ближайшие несколько дней. Сейчас как перед выборами происходит день тишины, все реально уселись играть. Даже на порталах наблюдается некоторое падение количества комментариев или информации, потому что всем некогда этим заниматься, потому что все сейчас играют. Надо пару дней подождать, когда народ насладиться этим, и вся эта информация появится.

Белоголовцев: По поводу того, как Россия заметила или не заметила революцию игр, о которой ты говоришь в мире. Существует одно из традиционных убеждений, что российская ментальность категорически не приемлет за что-то платить и готова идти на ухищрения, дабы экономить какие-то деньги. 2600 рублей - это серьезные деньги для самых разных людей, не только для подростка, но и для вполне зарабатывающего человека, это серьезные деньги. Готовы ли на постоянной основе российские пользователи тратить деньги на компьютерные игры?

Макаров: Готовы. Вчера «М.Видео» представило данные за первое полугодие, мы понимаем, что объем рынка в денежном формате получается несколько миллиардов рублей.

Белоголовцев: Понятно, что бессмысленно сравнивать с США. С чем это можно сопоставить, с какой европейской страной, сколько там, порядок цифр?

Макаров: Европейцев мы в каких-то вещах уже будем опережать. «М.Видео» опубликовало цифры, что в России порядка 311 тысяч консолей куплено. По прикидкам, где-то полмиллиона консолей есть уже в России. Ты не понимаешь, для того, чтобы играть на консоли, единицы могут пойти и что-то спиратить, а реально людям приходится идти и платить. И это уже целый рынок, он огромен.

Белоголовцев: То есть можно сказать, что рынок игр не сталкивается с проблемой пиратства?

Макаров: Они научились по-своему решать эти проблемы. Есть онлайн игры вроде «WorldofTanks», где есть система микротранзакций. Компания «Wargaming» из Белоруссии смогла заработать какие-то невероятные деньги на этом, и сейчас, когда у них было 15-летие, они могли потратить несколько миллионов долларов, чтобы просто устроить праздник для людей, для журналистов, которые приехали. Мы понимаем, что через систему микротранзакций, через системы покупок электронных версий через интернет, они все это упрощают для пользователя, для геймера. Появляется масса инструментов, с помощи которых ты можешь купить. Ты можешь пойти в магазин, скачать из интернета, заплатить кредитной карточкой. Кино не нашло таких инструментов, наверное, пока и не может этот как-то капитализировать.

Белоголовцев: Сегодня утром, когда в редакции с коллегами пытались как-то придумать аналог всему тому безумию, которое происходит вокруг GTA, как-то аккуратно подумали сравнить это с «Аватаром». Бюджет здесь абсолютно сопоставимый, у «Аватара» 237 миллионов долларов, у GTA 266. Сборы «Аватар» по первому уикенду мы мерили, и GTAпо первому дню, здесь преимущество гигантское: «Аватар» примерно свой бюджет забрал за уикенд, за сутки GTA свой бюджет практически в три раза перекрыл. Скажи, можно ли говорить о каких-то прогнозах? «Аватар» в итоге дорос до 2 700 миллиардов, если я не ошибаюсь. Дорастет ли GTA до таких цифр после фантастического старта?

Макаров: Мне кажется, нет, конечно. Они до сих пор называют цифру в полтора миллиарда, которую они хотят достичь. Понятно, что здесь эффект покупки в первый день намного сильнее, чем посмотреть в первый уикенд «Аватар». «Аватар», я так понимаю, заработал деньги еще на всяких дисках, которые выходили, на версиях.

Белоголовцев: То есть здесь этот кумулятивный эффект не будет дальше распространятся?

Макаров: Не будет такого же «wow-эффекта» как в первый день. Есть один вариант, при котором, может быть интересно, потому что GTAV- это игра для консоли, это либо Xbox илиSonyPlayStation.Если выйдет версия для PC, фанаты собирают петиции, они все хотят…

Белоголовцев: А почему она до сих пор не вышла? Я как человек, которому наличие ребенка мешает купить консоль, внутренняя служба безопасности говорит: «Не надо, иначе ты будешь потерян для семьи и изгнан из дома». Я от миллиона страдающих задаю вопрос: почему же нет версии для PC?

Макаров: Потому что они так хотят продвигать консоли, консоль как инструмент привлечения лояльности геймера более эффективна.

Белоголовцев: То есть эта студия, выпустившая GTA,настолько думает о судьбах человечества, что продвигает и PC заодно?

Макаров: Нет, консоли.

Белоголовцев: То есть консоли, да

Макаров: Я думаю, что им это пока выгоднее. Может, они выпустят, ходят слухи об этом. Может, через какое-то время мы получим версию для PC.

Белоголовцев: Может, эта защита от пиратстсва та самая?

Макаров: В том числе. Как и в любой проблеме есть масса факторов. Есть и такой фактор, да.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.