Президент Чехии поссорился с парламентом из-за премьер-министра, а избиратели выступают против цыган

28/08/2013 - 16:43 (по МСК) Павел Лобков
Президент Чехии Милош Земан подписал сегодня закон о роспуске нижней палаты парламента. Подпись президента под этим документом открывает путь к досрочным парламентским выборам, которые состоятся ориентировочно 25 и 26 октября. По конституции выборы должны состояться не позже, чем через 60 дней после роспуска парламента. Павел Лобков обсудил эту тему по скайпу с чешским публицистом, советником президента радио «Свобода» Ефимом Фиштейном. 
 Фиштейн: Я думаю, что несмотря на этот кризис, Чехия остается и будет оставаться спокойной и демократической страной в центре Европы. Очень коротко о том, с чем связан этот кризис. После того, как предыдущее правительство правоцентристское ушло в отставку в связи со скандалом, а скандал был связан с его неформальными, нерабочими отношениями с женщиной, которая возглавляла его канцелярию, разразился политический кризис, и президент Милош Земан, избранный путём всенародных выборов, пошел не совсем обычным путем. Вопреки установившимся конституционным привычкам искать нового премьера из рядов парламентского большинства - такое большинство сохранялось, была все та же коалиция - он назначил премьером человека, который возглавил так называемое «правительство специалистов», это его термин, который здесь обычно назывался «правительством чиновников.

Это третье по счету техническое правительство за новейшую историю страны после Бархатной революции. Так получилось, что это правительство не только возглавил экономист, бывший социал-демократ Руснок, но и членами этого правительства стали почему-то близкие друзья президента или спонсоры его президентской кампании. Это правительство, вопреки ожиданиям самого президента, вотум доверия в парламенте не получило. Тогда правительственное большинство к этому времени распалось, Милошу Земану не оставалось ничего другого, кроме как назначить сроки досрочных выборов. Чтобы сохранить лицо и в этой игре, Милош Земан заявил, что назначение этого технического правительства было всего лишь шагом на пути к досрочным выборам.

Лобков: В течение последних лет Чехия перемещалась достаточно резко из страны почти социалистической в страну очень правую. Какой прогноз, левые или правые возьмут власть? Потому что было время, когда вся Центральная Европа после вхождения в ЕС осталась очень недовольна торговыми мерами, которые ЕС принимал против новых членов, они все резко полевели, потом привыкли и поправели. Что теперь ожидается?

Фиштейн: Это синусоидное развитие, типичное для нынешнего времени. В этом смысле политические циклы в отдельных странах Центральной и Восточной Европы не совпадают. Чехия была правой, когда соседи были левыми. Сейчас соседи и правые, и левые, в Венгрии правое правительство, правоцентристское в Польше, зато левое в Словакии. После Бархатной революции Чехия в большинстве была правоцентристской страной, главное - она была и остается евроскептической страной, самым главным оппонентом брюссельских центров власти в ЕС. Сейчас можно ожидать, и это ожидание подкрепляется опросами общественного мнения, что маятник опять качнется влево. Во-первых, правая коалиция после очередных  7,5 лет власти значительно истощила свои ресурсы как интеллектуальные, программные, так и прочие, попала под экономический кризис. Это скажется на ее возможностях. Тем не менее, никто не ожидает однозначного и полного доминирования левых сил.

Лобков: Парламент распускается, президент подписывает указ о роспуске парламента. Повлекло это за собой уличные акции протеста или это все происходит в юридических, политических рамках?

Фиштейн: Совершенно верно. Говорить об уличных акциях протеста в сегодняшней Европе очень непросто. Здесь никаких уличных акций протеста, связанных чисто с политикой, нет. Есть отдельные всплески протестного движения со стороны скинхедов и, как мы их называем, неонацистов. Они направлены против местных цыган. Это акции протеста, которые собирают от сотни до шести сотен человек. Если мы говорим о политике, то никаких акций протеста давно нет и не будет, потому что новое правительство придет к власти в конце этого года. Сейчас по-прежнему остается техническое правительство, оно руководит страной.

Эта та стадия развития, когда наличие или отсутствие правительства не играет решающей роли в ходе государственного аппарата, он работает сам по себе. Это подобно тому, как в Бельгии почти полтора года не работало правительство. Здесь тоже были периоды до 4-5 месяцев, когда правительство фактически не существовало, но страна работала. В принципе, она сейчас выходит на новый подъем после спада, после стагнации определенной, рецессии. Мне кажется, с правительством это не связано и связано не будет. Акций протеста никаких нет, ни генеральных забастовок, ни частных забастовок по отраслям промышленности нет и не предвидится. 

Другие выпуски