Полет Dragon собьет цены на космические путешествия

22/05/2012 - 17:20 (по МСК) Лика Кремер
Глава российского представительства Space Adventure ждет наплыва туристов.

Кремер: Сегодня к международной космической станции запущен первый частный космический корабль Dragon. И мы поговорим о наступлении эры частной космонавтики с Сергеем Костенко, главой российского представительства Space Adventure. Здравствуйте, Сергей.

Костенко: Здравствуйте.

Кремер: Скажите, для вас сегодняшний первый частный полет, это тоже какой-то этап, праздник, или вы знали, поэтому для вас это ничего не означает?

Костенко: Мы, конечно, знали, мы все ждали когда полетит Dragon, но, тем не менее, это этап достаточно знаменательный. Подождем три дня, когда произойдет, дай бог, успешная стыковка корабля. И ну да, это этап, потому что корабль созданный частным предпринимателем - Элоном Маском - само по себе достаточно эпохальное событие. Это, в общем, наверное, можно сравнить с тем, что еще одна дверь в космос открыта дополнительная. И вновь вселяет массу оптимизма.

Кремер: А скажите, когда полетит первый российский частный корабль в космос?

Костенко: Ну, это такой сложный вопрос задали, я думаю, что пока...

Кремер: Вы сказали про оптимизм, который это в вас вселяет.

Костенко: Российского частного корабля пока не предвидится. Потому что никто не занят созданием российского корабля, именно частного корабля. У нас есть проект орбитальной технологии. Мы заняты созданием российской коммерческой космической станции. Такое вот существует.

Кремер: На которой могут…

Костенко: На которой потенциально будут летать вот эти самые Dragon. На подходе проект Boeing, тоже такого же, в общем-то, корабля 7-местного, многоразового использования, суперсовременного. У нас проект по созданию коммерческой космической станции - это станция, заточенная просто под людей и для комфортного пребывания людей, то есть по сравнению с МКС, абсолютно другая концепция. МКС - это огромное промышленное предприятие на орбите научно-исследовательское, а наша станция будет малая, будет комфортабельная, будет полностью адаптирована под те цели и задачи, которые космические путешественники - наши заказчики - будут ставить.

Кремер: То есть, такое маленькое кафе для перекура?

Костенко: Отель, кафе, лаборатория. То есть все в зависимости от того, кто что хочет делать.

Кремер: А скажите, насколько вообще сегодня прибыльно вкладываться в космонавтику? Почему у нас совсем нет таких кораблей? Никто не вкладывается или что?

Костенко: Никто не вкладывается. И потом, у нас есть «Союзы» надежные, летающие.

Кремер: Это государственная монополия.

Костенко: Это государственный проект, скажем так. «Союз» (производству уже более 40 лет) летает успешно, и не вкладываются у нас как-то. У нас вообще с инвестициями в космонавтику не очень хорошо дело обстояло.

Кремер: Так я вас спрашиваю, потому что это неприбыльно, неперспективно?

Костенко: Просто в нашей стране прибыльно другими видами бизнеса заниматься, вы сами знаете каким. А вот такие вот как бы направления бизнеса, это все-таки немножко для другой ментальности. У американцев как-то получается в это вкладывать деньги. Даже если посмотрите космических туристов, которые побывали в космосе, россиян, к сожалению, не было ни одного. Летают, в основном, американцы, канадцы, японец даже там был, южноафриканец, а вот наших…

Кремер: Тогда логичнее было бы предположить, чтобы кто-то из иностранцев был заинтересован в том, чтобы вложиться в российскую частную космонавтику. Нет?

Костенко: Не знаю. Пока такого не произошло.

Кремер: Хорошо. Сколько сейчас стоит доставка человека в космос одного?

Костенко: Доставка человека в космос стоит, официальные данные, опубликованные NASA, Роскосмосом - порядка 60 миллионов долларов полет одного американского астронавта на «Союзе» к МКС и обратно. Вот такая вот цена. Цена конечно высокая.

Кремер: Да, но как раз вот эта компания Space Х, та, которая запустила Dragon, она обещает, что это будет стоить буквально в три раза дешевле нынешней российской цены. Означает ли это, что вот эти американские частные корабли будут сбивать цену российским «Союзам», у которых до сегодняшнего дня была монополия на доставку туристов в космос?

Костенко: Естественно, как бы цена упадет вниз, если будут летать американские Dragon. Для того, чтобы ими летать и возить людей, необходимо пройти программу сертификации всех необходимых испытаний. То есть в среднесрочной перспективе я думаю, через 4-5 лет они, конечно, начнут летать.

Кремер: То есть, вы конкуренции боитесь, но лет через пять?

Костенко: Да вы знаете, такая конкуренция, которая, на самом деле, на пользу пойдет, потому что это подтолкнет, наверное, к развитию отечественной космической промышленности, в том числе. И не только отечественной, других проектов. Конкуренция всегда, в общем-то, хорошо, на самом деле.

Кремер: Но означает ли это, что слетать в космос из России, как это сейчас происходит на «Союзах», через 5 лет тоже будет стоить в 3 раза дешевле?

Костенко: Вы знаете, никак не могу прокомментировать, что будет в нашей стране происходить через пять лет.

Кремер: Но вы, как человек, который занимается этими коммерческими полетами, сейчас уже задумываетесь о том, как снизить цену, чтобы соответствовать вот этой конкурентной борьбе?

Костенко: Я не думаю, но это как бы прерогатива, наверное, РКК «Энергия», Роскосмоса, ценообразование на космические полеты. Поэтому мы здесь как бы не влияем совершенно на процесс образования цены. Но я не думаю, что стоимость полета на «Союзах» существенно изменится. Просто есть затраты, которые необходимо нести по производству «Союза», по его эксплуатации и обслуживанию. Я здесь никаких перспектив для снижения…

Кремер: Подождите. Получается, что американские корабли обслуживать дешевле?

Костенко: Американские корабли, конечно, они априори дешевле.

Кремер: Почему?

Костенко: Потому что это частная компания делает. Частный бизнес в состоянии создавать более дешевые продукты, чем государственные предприятия в силу того, что он более гибок. Затраты меньше и за счет этого, в общем-то, и получается. Концепция правильно взята.

Кремер: А коррупционный фактор, например, в нашей космонавтике насколько велик?

Костенко: Вообще представления не имею.

Кремер: Я просто пытаюсь понять, почему настолько различаются цены.

Костенко: Да нет, здесь вопрос даже не в коррупционном факторе, здесь вопрос просто в силу того, что если этим занимается частный бизнес, тогда все получается дешевле. Потому что система управления частная всегда более эффективна, чем система управления государственная, даже в такой стране как Соединенные Штаты Америки или Европы. Бизнес более гибок.

Кремер: Но вообще очень много я видела сомнений и статей с сомнениями по поводу перспективности частного сектора в такой области как космонавтика. Вот с чем связаны эти сомнения на ваш взгляд? И как вы их оцениваете?

Костенко: Я думаю, что это некие стереотипы просто. Мы все привыкли с детских лет, что да, государство запускает космические корабли, космонавты - государственные люди. А тут, в общем-то, приходит частный предприниматель, создает такой интересный проект и совсем негосударственный. Ну, конечно же, под неким патронажем, в любом случае, государства, и под, не знаю, каким-то контролем, наверное, NASA. Все-таки космонавтика достаточно сложная вещь.

Кремер: Ну да, они запускали сегодня корабль совместно с NASA.

Костенко: Да, конечно, NASA принимала участие в создании корабля. NASA передавала, наверное, какие-то технологии, используется государственный космодром. Понятно, что роль государства она все равно сохраняется, но, тем не менее.

Кремер: Ну, а потом, например, где они будут брать пилотов для того, чтобы полететь на этом частном корабле? Нужны, видимо, обученные там же в NASA или?..

Костенко: Вы знаете, пилотов они могут подготовить сами, потому что технологии подготовки космонавтов существует. Это сложно, но это как бы решабельный вопрос. Создать корабль сложнее, чем создать пилотов для его управления. Просто, в общем-то, когда корабль создан, уже понятен алгоритм управления кораблем.

Кремер: А на чем будут зарабатывать вот эти частные компании, кроме доставкой космонавтов и частных туристов? Что-то еще есть, чем можно заработать, летая в космос и обратно?

Костенко: А вы считаете этого мало?

Кремер: Я просто думаю, может быть, есть?..

Костенко: Перемещение грузов - грузы вверх, грузы вниз. То есть это тоже достаточно такая существенная прибавка.

Кремер: В общем-то, обычный транспортный сервис.

Костенко: Абсолютно. Абсолютно транспортная система, частная транспортная система. Более современная, более эффективная, соответственно, в общем-то, с более низкими себестоимостями. Вот и все, да.

Кремер: То есть такое метро, только негосударственное?

Костенко: Да, скажем так, небольшой автобус, который начал летать в космос. Понимаете в чем все дело, это только первый этап, в общем, развития проекта. Я думаю, что дальше корабль будет летать и на Луну, корабль, в общем-то, будет адаптирован и на марсианский полет.

Кремер: Ваш прогноз, через сколько мы будем вот так вот доставлять туристов на Луну и обратно?

Костенко: На Луну и обратно, я думаю, что вопрос 10-20 лет, где-то такой диапазон, я так думаю. С другой стороны, вы знаете, как эволюция, происходят порой такие скачки совершенно непредсказуемые, вот просто потому, что так развивается человечество, все может произойти в течение буквально нескольких лет.

Кремер: А сколько туристов летает сейчас в год?

Костенко: Летало по одному туристу в год. Отправляли в 2009-м году господина Ги Лалиберте, с тех пор никто пока не летал больше.

Кремер: А как вам кажется, в связи с этим сегодняшним запуском как изменится это количество? Запросов много вообще? Много ли желающих слетать на экскурсию в космос?

Костенко: Да, желающие, конечно, есть. И такие, на самом деле, события, как запуски вот этих вот кораблей, они стимулируют спрос на рынке.

Кремер: В этом смысле вам очень выгодно?

Костенко: Это, конечно, хорошо. Серьезный информационный повод. Сегодня весь день все интересуются как, что. Space Х запустили успешно, и такое, в принципе, очень пристальное внимание к событию. То есть людям это интересно, это очевидно совершенно.

Кремер: А очередь сейчас большая?

Костенко: Ну, количество желающих больше, чем наших возможностей их отправить в космос. Да, они есть. Очередью это сложно назвать, когда стоимость такая, скажем, не...

Кремер: А чем же назвать еще, если это количество желающих больше, чем количество полетов?

Костенко: Да, я говорю то, что количество желающих больше, чем наши возможности их отправить.