Надо ли менять российскую Конституцию?

19/03/2012 - 17:00 (по МСК)
Один из авторов Конституции, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Шейнис не считает ее «священной коровой».

Лобков: Сегодняшний «Коммерсант» сообщает о начале работы комиссии администрации президента по разработке закона «О Конституционном собрании». По мысли уходящего президента Медведева, это Конституционное собрание должно адаптировать ельцинскую Конституцию к сегодняшним реалиям. И у нас в гостях Виктор Шейнис, один из авторов предыдущей Конституции, по которой мы живем. Насколько я понимаю, вы не ассоциированы с этим Конституционным совещанием, вы в нем не будете?

Шейнис: Нет.

Лобков: А вообще, как вам эта идея все-таки, под уход президента устроить Конституционное совещание?

Шейнис: Конституционное собрание.

Лобков: Да-да. Я юрист, извините.

Шейнис: Вы знаете, я думаю, что этот эпизод свидетельствует о лихорадочности шагов, предпринимаемых уходящим президентом. Никакой необходимости форсировать закон «О Конституционном собрании» я не вижу.

Лобков: Смотрите, вот сейчас были протестные митинги, огромное количество, в том числе из-за того, что Конституция, которую вы писали… Кстати, я отдельно вас об этом спрошу потом. Написано, что одно и то же лицо не может занимать более двух сроков подряд, а не вообще не может занимать. И вот у нас было два подряд, а потом еще два подряд. В общем-то, по большому счету, не фальсификация выборов…

Шейнис: Это, безусловно, оплошность…

Лобков: Ваша.

Шейнис:… составителей Конституции.

Лобков: Хорошо, так нужно как менять Конституцию? Нужно Конституционное совещание собрать, пересмотреть, по статьям ее разобрать, не полная сборка-разборка Конституции?

Шейнис: Нет.

Лобков: Почему?

Шейнис: Абсолютно нет. Значит, пункт первый. Я отнюдь не считаю Конституцию священной коровой. Я не считаю, что в нее не надо вносить изменения. Более того, 20 лет почти прошедших со времени утверждения этой Конституции доказывает, что целый ряд вещей, целый ряд положений, нуждается в изменении. Однако, в Конституции заложены два способа ее изменения – 135-я статья, которая предусматривает тотальную смену Конституции и, в частности, пересмотр 1, 2, 9 глав. Первая глава - это «Основы конституционного строя», вторая глава - «Права и свободы», и девятая статья - «Способ изменения Конституции». Внутренние главы, с 3-й по 8-ую, могут меняться иначе на основе 136-й статьи.

Лобков: Понятно. Что для этого нужно? Что нужно для того, чтобы, допустим… Вот, смотрите, у нас Совет Федерации три раза линял как ящерица. Сначала были двухмандатные округа, Конституция была ваша, потом были губернаторы и председатели законодательных собраний сидели по средам на Большой Дмитровке (тоже, вроде, соответствует Конституции), потом решили, что это будут назначенцы назначенцев. Прямые выборы убрали и все это соответствует только Конституции. Зачем тогда нужна такая Конституция, которая позволяет ее перерисовывать? Может быть, нужно, действительно, посмотреть, может, она слишком обще толкует некоторые вещи, что позволяет каждому президенту кроить ее под себя?

Шейнис: Дело в том, что Конституция, как раз тот вопрос, который вы сейчас затронули, Совет Федерации, Конституция была изменена, тот текст, который подготовило Конституционное совещание, лето 93-го года, был видоизменен президентом Ельциным буквально за несколько часов до того, как Конституция была опубликована. То есть, от руки президент вписал, что Конституция, что Совет Федерации…

Лобков: Формируется…

Шейнис: Формируется по одному представителю от исполнительной, и по одному от законодательной власти.

Лобков: А формируется как угодно: то ли избирается, то ли назначается?

Шейнис: Совершенно верно. Но эта статья отнюдь не относится ни к 1-й, ни ко 2-й, ни к 9-й главе Конституции. Ее превосходно можно изменить, руководствуясь той процедурой, которая заложена в 136-й статье.

Лобков: А правящая партия на это готова? Вот у нас сейчас правящая партия «Единая Россия», она сидит в Госдуме…

Шейнис: Вы знаете, я думаю, что правящая партия, собственно говоря, правящей не является. Эта партия отделения, вернее, вспомогательная команда администрации президента.

Лобков: Так вот и вопрос. Смотрите, Конституционное совещание - это вроде как учредительное собрание. То есть, все начать с чистого листа, такая хорошая идея.

Шейнис: Это плохая идея. Потому что, во-первых, ясно кто и каким образом будет формировать Конституционное собрание. Это открытый вопрос. В настоящее время в Думе еще с 90-х годов лежат несколько проектов формирования Конституционного собрания. До тех пор, покуда нет закона «О Конституционном собрании», мы не можем вторгнуться в текст первой и второй главы. С моей точки зрения, эти главы трогать не надо, потому что возможности ухудшения, они также безграничны, как возможности улучшения. И я боюсь, что эти главы в целом хорошие, разумные, будут Конституционным собранием видоизменены, и изменены совсем не в том направлении, в каком требуют те митинги, о которых вы упомянули.

Лобков: Например, есть статья Кудрина и Евсея Гурвича, известная статья, нашумевшая, и уже принимаются частично предложения правительства, насколько мы знаем, об изменении пенсионного законодательства. И вот, в частности, Алексей Леонидович Кудрин пишет о том, что если выполнить эти меры, то нужно убирать из Конституции статью о том, что Россия является социальным государством. Можно это сделать?

Шейнис: Я категорически против того, чтобы убирать статью о том, что Россия является социальным государством. Это, в общем, дает некоторые гарантии худо защищенным группам населения против разного рода художеств, которые могут быть предприняты и ослаблено их положение. Этого делать ни в коем случае не надо. Что же касается предложений Кудрина, например, о повышении пенсионного возраста, то для этого даже не нужно менять Конституцию. Для этого надо просто изменить закон «О пенсионном обеспечении». Надо его менять или не надо - это другой вопрос. Но само по себе положение о том, что Россия является социальным государством, не является препятствием для частичных изменений закона «О пенсионном обеспечении».

Лобков: Виктор Евгеньевич, все-таки, слово «подряд» меня очень беспокоит. Вот расскажите, пожалуйста, откуда вы его взяли, когда писали Конституцию? Что вот два срока подряд можно, а потом еще можно два срока подряд, а что, одно и то же лицо не может более двух сроков. Вот почему вот такая компромиссная фигура для речи была выбрана? Кто автор?

Шейнис: Вы знаете, этот вопрос, насколько я помню, не дебатировался на Конституционном совещании 93-го года. Был проект Конституционной комиссии, так называемый «проект Олега Румянцева». Он был руководителем группы, которая готовила в рамках съезда народных депутатов конституционный проект. До самого последнего момента, до лета 93-го года, в этом проекте слово «подряд» не было. Было сказано просто, «не допускается более двух сроков».

Лобков: Одному ли человеку?

Шейнис: Одному человеку.

Лобков: Тем самым Путин бы сейчас не смог пойти на третий срок?

Шейнис: Не смог бы пойти.

Лобков: А кто вписал?

Шейнис: Затем летом, вернее, в конце апреля 93-го года появился так называемый президентский проект. Это был очень тривиальный шаг со стороны президента. Он номинально председатель Конституционной комиссии, объявил, что он выдвигает другой проект. Основными авторами этого проекта были заявлены Сергей Сергеевич Алексеев, Свердловский (юрист)...

Лобков: И Собчак.

Шейнис: Собчак Анатолий Александрович, и Сергей Михайлович Шахрай. В этом проекте впервые появилось слово «подряд». Затем в течение примерно двух месяцев работало конституционное совещание. Вот я не помню, я от первого до последнего…

Лобков: То есть, тогда никто даже подумать не мог, что они могут быть использованы 27 сентября 2011-го года?

Шейнис: Совершенно верно. 24 сентября.

Лобков: 24 сентября 2011-го года, когда поменялись местами, опять премьер и президент.

Шейнис: Да.

Лобков: Скажите, пожалуйста, а без изменений Конституции, и предотвратить, как требуют участники митингов многочисленных, предотвратить эту ситуацию, не меняя Конституцию, можно, или надо все-таки переписывать эту статью?

Шейнис: Вы знаете, на этот счет есть две точки зрения.

Лобков: Ваших?

Шейнис: Надо общаться в Конституционный суд и требовать его разъяснений. С моей точки зрения, к сожалению, эта формула «подряд», словечко «подряд», дает право, скажем, Владимиру Владимировичу Путину избираться и в третий, и в четвертый раз.

Лобков: Благодарю вас. Это был Виктор Шейнис, один из авторов Конституции, по которой мы сейчас живем, о перспективах возможного Конституционного совещания, которое, Конституционное собрание, которое сейчас начинает работу под эгидой администрации президента.
Также по теме
    Другие выпуски