Киргизия выбрала президента. Ждать ли новых беспорядков

31/10/2011 - 17:16 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев
В Киргизии, где накануне прошли президентские выборы, начались первые волнения. Что прямо сейчас происходит в стране, рассказал корреспондент "Коммерсанта" в Киргизии Кабай Карабеков.

На юге страны противники действующего премьер-министра Алмазбека Атамбаева (именно он с подавляющим преимуществом, набрав 63% голосов, победил) перекрыли трассу Ош-Джалал-Абад, еще несколько сотен человек - по разным оценкам от 300 до 500 - вышли на центральную площадь Джалал-Абада.

Митингующие требуют пересчета голосов и отмены результатов выборов. О том, что на юге Киргизии могут начаться волнения - предупреждали еще до голосования. Дело в том, что страна по сути разделена на две половины - со своими кланами и силами влияния. И если все политические тяжеловесы севера сняли свои кандидатуры с выборов в пользу Амазбека Атамбаева, то на юге такого единства достичь не удалось. Этим и объясняются итоговые цифры - все основные кандидаты с юга получили по 10-15%.

Как предупреждала накануне выборов, голосование станет последней проверкой Киргизии на прочность - и опять же последней попыткой сторонников свергнутого полтора года назад президента Курманбека Бакиева к власти - до сих пор юг считается его оплотом. 

Давлетгильдеев: Последние сообщения о том, что прямо сейчас происходит в стране и спокойная ли там обстановка или можно говорить о том, что начинаются акции недовольства на юге, нам расскажет корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Киргизии Кабай Карабеков. Какая обстановка сейчас в Киргизии? Потому что, например, действующий президент Роза Отунбаева незадолго до выборов говорила о том, что это будет последняя битва сторонников новой Киргизии со сторонниками свергнутого еще полтора года назад президента Курманбека Бакиева. Можно ли ждать каких-то беспорядков, что происходит на юге, прогнозируются ли какие-то массовые акции протеста?

Карабеков: Сейчас обстановка спокойная, выборы прошли на удивление тихо и мирно, ожидалось, что будут какие-то митинги, волнения, но этого ничего нет. Сегодня два проигравших кандидата, занявшие второе и третье место Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев объявили, что они не признают итогов выборов, требуют пересчета голосов и назначения новых выборов. Но я думаю, что этого не будет, потому что разница между победителем и вторым и третьим местом колоссальная. Атамбаев набрал 63%, а второе место – это 14%. Я объездил очень много участков, был во всех штабах, я не заметил, что были использованы какие-то «грязные технологии» или применялся административный ресурс, во всяком случае, явно этого не проглядывалось. Так что выборы прошли достаточно спокойно, и победа Атамбаева была прогнозируемой. Но эксперты, многие, кто следил за выборами, думали, что он наберет где-то 57-58% голосов.

Давлетгильдеев: А насколько такие цифры объясняются тем, что северным кандидатам удалось прийти к компромиссу? Ведь многие из тех, кто претендовал на президентское кресло сняли свои кандидатуры в пользу победившего Атамбаева. А на юге достаточно много влиятельных фигур выходили на выборы самостоятельно. Может быть, если бы они тоже объединились, то единому «южному» кандидату было бы легче набрать больший процент голосов, хотя бы 30-40%?

Карабеков: Наверное, этого бы у них тоже не получилось. Если считать, то избирателей в южных областях всегда было немного больше, чем на севере. Но после того, как начался массовый выезд на работу в Казахстан и, особенно, в Россию, а это около 1 млн избирателей, 90% из которых – это представители юга, можно представить какую цифру они потеряли, поэтому нереально им сейчас переиграть силы.

Давлетгильдеев: В России сейчас многие, комментируя результаты выборов, называют победу действующего премьер-министра крайне выгодной для России, потому что он, якобы, едва ли не самый пророссийский политик из действующих весомых политических фигур в Киргизии. Вы согласитесь с такими оценками?

Карабеков: У нас, когда начинается предвыборная кампания все, кто участвует, не важно парламентские выборы или президентские, все говорят о том, что они очень хорошо относятся к России. Ни один из 16 претендентов ничего плохого про Россию не сказал. На практике Атамбаев показывает, что у него достаточно тесные и дружеские отношения с российским руководством. И те стратегические проекты, которые начинались давно и были загублены во время правления Курманбека Бакиева, сейчас реанимируются. Это и проект объединенная российская база, и гидроэнергетический потенциал, который будет разрабатываться вместе с Россией, и Газпром сюда уже входит и покупает Кыргызгаз и будет проводить разведку нефти и газа в южных областях республики. В общем, на практике сейчас идет достаточно тесное сотрудничество, и оно не встречает никаких препятствий ни с российское стороны, ни с киргизской.

Давлетгильдеев: Вот уже полтора года прошло с момента весенней народной революции в 2010 году, это первые важнейшие выборы в Киргизии. Есть ли какие-нибудь политические позиции у сторонников Курманбека Бакиева в Киргизии нынешней или можно уже забыть о каком-либо влиянии этого клана в стране?

Карабеков: Я думаю, что говорить об этом рано, потому что в правящей парламентской коалиции, которая состоит из трех партий – это революционная социал-демократическая партия, новая партия «Республика», которую возглавляет первый вице-премьер Бабанов, и третья – это партия, которая считается южной, в нее входят в основном ближайшие соратники Курманбека Бакиева. Это те люди, которые достаточно плотно и тесно работали с Бакиевым, которых он сам вырастил, то есть его кадры сегодня находятся в руководстве страны. И пост спикера – важнейший пост в стране, занимает представитель партии, которая состоит из сторонников Бакиева.

Также по теме
    Другие выпуски