Гендиректор центра «Без границ»: Инвалидность – это не пандус, это технологии XXI века

10/05/2012 - 12:54 (по МСК)
Янина Урусова, генеральный директор культурного центра «Без границ», соучредитель международного проекта для людей с ограниченными возможностями Bezgraniz Couture, рассказала о том, как проходит конкурс дизайнеров одежды и аксессуаров для людей с особенностями строения фигуры.

Лиманова: У нас в гостях Янина Урусова, сооснователь первого международного конкурса дизайнеров одежды для людей с ограниченными возможностями «Без границ». Янина, здравствуйте, спасибо что пришли.

Урусова: Здравствуйте.

Лиманова: Завтра у вас финал конкурса «Без границ от кутюр@. Правильно я говорю?

Урусова: «Без границ кутюр».

Лиманова: «Без границ кутюр», международный конкурс дизайнеров одежды и аксессуаров для людей с особенностями строения фигуры. Именно вот такая формулировка у вас, по-моему, очень правильная. Вы основывались на опыте других стран или этот проект не имеет аналогов?

Урусова: Вы знаете, этот проект не имеет аналогов и нам надо с вами всем возрадоваться, что из России под этим названием - «Без границ кутюр» - эта марка перейдет все границы, так сказать, и это будет такая международная инициатива. Конкурс уже сейчас международный. Он и в прошлом году был международным, и второй раз вышли в свет, так сказать. У нас в прошлом году были дизайнеры из Италии, Франции, России и Германии. В этом году у нас есть две бразилианские девушки, также немцы и россияне, из Москвы, из Томска и из Архангельска.

Лиманова: Кстати, в прошлом году кто победил?

Урусова: В прошлом году победила москвичка Мария Смирнова (компания INSHADE), второе место получила Эва Бренер из Германии (для колясочников коллекция) и третье заняла Альбина Букбулатова, у нее была дивная коллекция для детей со сколиозом. В этом году она у нас член жюри и на круглом столе завтра будет рассказывать о том, как она разрабатывает одежду в Уфимском техническом университете, такую адаптивную.

Лиманова: Хорошо. Вот побеждают дизайнеры, а потом, где их коллекции можно найти и где людям с ограниченными возможностями можно красиво одеваться?

Урусова: Вы знаете, давайте начнем с того, что людей с ограниченными возможностями не бывает. Это неправильная такая формулировка, она в голове. Собственно говоря, вы же человек тоже не с безграничными возможностями.

Лиманова: Ограниченные физические возможности.

Урусова: Вот. Тогда нужно как-то так добавлять.

Лиманова: Мне просто эта формулировка нравится намного больше, чем инвалиды.

Урусова: Нет, люди с инвалидностью.

Лиманова: Потому что инвалид - это уж совсем несправедливо по отношению к человеку.

Урусова: Человек с инвалидностью. Что касается этой одежды. Поскольку по всему миру только небольшие компании занимаются разработкой, причем это частные лица, как правило, которые так или иначе связаны с этой проблемой, такого промышленного производства этой одежды еще нет. А именно промышленное производство помогло бы решить проблему снижения ее цены и доступности вообще этой одежды. И наша задача состоит в том, чтобы не просто собрать разные разработки с разных стран, разное отношение к иному телу, разные конструкции одежды, которые есть в разных странах, но в том, чтобы потом заняться процессом стандартизации и потом уже выйти в производство. Это процесс, это не может быть прямо завтра.

Лиманова: Но как я понимаю, сейчас пока эта одежда не в массовом производстве, ее может купить не каждый.

Урусова: Вы знаете, я бы не стала говорить…

Лиманова: Какие цены?

Урусова: О ценах, поскольку сейчас цены, каждый шьет где-то, у кого-то, это такие же цены, как вы бы шили у портнихи. Я не знаю, какой порядок цен, я не шила себе такую одежду.

Лиманова: Ну, вообще-то намного дороже.

Урусова: Это дороже получается. Если есть лекала, по которым можно стандартизировать это, то это будет все совершенно иная история.

Лиманова: Я понимаю, что у нас положение людей с инвалидностью в России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если у нас делают пандусы, то по ним невозможно въехать. Ели у нас делают лифты в переходах, то они закрыты и никогда не работают. И при этом это такие, насущные, первоочередные вещи. А тут такое излишество как одежда, дизайнерская одежда. Как относятся сами колясочники и те люди, у которых какие-то ограниченные физические возможности к вашей этой идее? Нет ли скепсиса с их стороны?

Урусова: Ну, скепсис может быть любой. Вы знаете, скепсиса нет, есть удивление, что такое вообще есть. Потому что никто никогда не думал, что можно брюки сделать такие, что тебе удобно. Я сегодня видела группу ребят из Германии на выставке интеграции, у них у всех эти пиджаки как парусом. Посмотрите на наших депутатов в инвалидных колясках, они все так парусом сидят, вместо того, чтобы сшить себе нормальную элегантную вещь и выглядеть прилично.

Все это, здесь скепсис. Знаете, когда Стив Джобс что-то придумывал, на него тоже смотрели как на странного человека, но он сделал нашу жизнь сегодняшнюю. И надо просто говорить о том, что инвалидность - это не особенное состояние, а это нормально. Потому что в каждой четвертой российской семье, есть инвалид. 10% миллиарда человечества - это люди иные, чем мы с вами. И что такое норма? Мы с вами как бы в норму как-то вписываемся, а нормы нет. И будущее человечество в diversity, а не в нормировании.

И вы знаете что, я думаю, что говорить, начиная разговор о людях с инвалидностью, об этих иных… Иных много. Инвалиды - это только одна из категорий иных людей. И мы все думаем про иных вот так. Мы в проекте «Без границ кутюр» решили сейчас пойти немножко по другому пути. Мы начали делать вещи, которые должны, как нам кажется, изменить сознание Россиян. И для этого на OpenSpace мы опубликовали прекрасную фотосессию «Инопланетники», где 10 человек с инвалидностью были сфотографированы лучшими фотографами, Линор Горалик брала у них интервью и делала текст. И сочетание этого текста с картинкой - необычное совершенно для нас с вами. Потому что кажется, что инвалид это вон, который на пандусе не может спуститься куда-нибудь. Совершенно другие люди. Серия сейчас (это было на OpenSpace) опубликована. И вы знаете, за неделю было 30 тысяч просмотров. И я каждое утро просто захожу или к вечеру, за полдня набирается под полторы тысячи человек, которые посмотрело. Это то, что мы делаем.

И потом, вторая серия, такой проект, который мы сейчас делаем, - это «Диалоги», поскольку у нас в России естественно слушать всегда лидеров мнений, а инвалиды - это уже такая группа, которая куда-то загнана в нашем сознании. Она загнана куда-то на такую периферию, что в принципе, для того, чтобы их оттуда достать, нужно показать их нормальность и естественное состояние. И сейчас в «Снобе» у нас печатается каждую неделю диалог. Первый диалог был Линор Горалик с дивной Анной Костыльянс, маленькой женщиной из Петербурга. Второй диалог - Вера Полоскова с Женей Воскобойниковой, которая, кстати, вот здесь сидит, является лицом нашего конкурса уже второй год.

Лиманова: Да, я хотела это отметить и похвастаться тем, что наш корреспондент Женя Воскобойникова - лицо вашего конкурса. Человек такой замечательный. Я ни разу не видела, чтобы она не улыбалась.

Урусова: Да. Именно для таких людей и о таких людях наш проект. И сегодня или завтра, на «Снобе» выйдет диалог совершенно необычный: Татьяна Толстая разговаривала со слепо-глухим человеком Александром Сироткиным. И дальше через неделю у нас будет диалог Людмилы Улицкой и Ирины Ясиной. И следите дальше. Вот это то, это разговоры о том, как быть другим и что такое другое. И вдруг выясняется, что поэт тоже другой, что не только человек. С Женей был дивный диалог, правда он был длинным, на 2 часа, там отрезали часть, когда Женя начала вопросы задавать Вере Полосковой. И тогда мы выяснили, что ровно то, что рассказывала Женя про инвалидов, то же самое можно рассказывать про поэтов или там про… И вот это изменяет как раз вот это состояние, что ты понимаешь, что все мы одинаковые, и все мы разные и все мы равные, как это у вас прекрасно пишется.

Лиманова: Возвращаясь к завтрашнему вашему финалу. Показывать одежду, костюмы дизайнеров будут кто? Кто будут моделями?

Урусова: Моделями будут люди с инвалидностью. Это молодые женщины и молодые мужчины, как в инвалидных колясках, так и пользующиеся палочками. У нас есть дивная молодая женщина с протезом и без одной руки. У нас будет Татьяна Тридворнова, которые шьет платья из цветов для одной из участниц проекта «Инопланетники» с протезом от Отто Бок. У нее веселый, расписной протез. Никогда не подумаешь, что протез, как у капитана Флинта, такой деревянный он должен быть. Дивная молодая женщина, веселая. Так что, и у нас есть детские коллекции, фантастические коллекции. Во-первых, одна коллекция, должна рассказать… Это Наталья Костина из Архангельска, которая сама мама ребенка с тяжелой формой ДЦП. Она в прошлом году тоже подавала свою коллекцию, но она не попала в финал. Это одежда для того, чтобы было удобно ребенка лежачего одевать, и потом пересаживать удобно в коляску. Или же в коляске уже раскладывать одежду так, чтобы посадить ребенка легко одеть и снять. Вы знаете, как мамам тяжело, они все на своем горбу волокут. И вторая коллекция, она вне конкурса у нас идет. Будет внеконкурсный показ как раз вот этих двух бразильских дизайнеров Харуми Сато и Инайе Брито, они сделали коллекцию для незрячих детей. Голову сносит, для незрячих детей! Приходите, посмотрите.

Лиманова: Где будет проходить и как можно будет попасть к вам?

Урусова: Проходить это будет в Экспоцентре на Красной преснее, в рамках выставки «Интеграция. Жизнь. Общество». Это во второй раз проходит международная выставка такая реабилитационного оборудования и технологий. И те, кто хочет узнать что инвалидность это не пандус, а технологии XX века, это инновации космические, фантастические совершенно, должен придти на эту выставку, а лучше еще потом поехать в Дюссельдорф в октябре на выставку…

Лиманова: Ну, кто можете себе это позволить…

Урусова: Ну, вы же сможете позволить себе. Это безумно интересно. Вы поймите, что 10% людей с инвалидностью, они и на Рублевке, они и на Кутузовском проспекте, они и на Юго-Западной, там у всех есть деньги. Если посмотрите на моделей, которые приедут к нам завтра на подиум, они почти все приедут на своих машинах. Это картинка в голове. Вот вспомните о своей голове, о том, что у вас в голове за картинка. Значит, это будет происходить на Краснопресненской набережной, станция метро «Выставочная», там подиум выстроен, профессиональный подиум, как в прошлом году.

Лиманова: Бесплатно, как я понимаю, можно.

Урусова: Вход бесплатный. Да, надо будет просто на входе зарегистрироваться и получить бейдж, что вы зашли на выставку.
Также по теме
    Другие выпуски