Экс-глава МВД Украины Юрий Луценко: «События в Украине – это первая чеченская война: тот же распад силовиков, та же коррупция, то же предательство»

05/05/2014 - 18:01 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев

Бывший министр внутренних дел Украины, лидер «Третьей Украинской республики» Юрий Луценко прокомментировал Ренату Давлетгильдееву беспорядки в Одессе 2 мая, приведшие к смерти более 40 человек, и общую политическую ситуацию в Украине.

Давлетгильдеев: Как вы можете охарактеризовать то, что сейчас происходит в городе? Спокойно ли в Одессе?

Луценко: В Одессе спокойно на улицах, но очень неспокойно… Безусловно, события 2 мая оставили глубокую рану в Одессе. И город нуждается в спокойствии, в переосмыслении и возможности сохранить чудесный открытый город.

Давлетгильдеев: Казалось, что событиями 2 мая все и ограничится, тем не менее, вчера неожиданно, в том числе и для нас, продолжились столкновения, была произведена попытка захвата местной милиции. Сейчас вы ожидаете нового накала?

Луценко: Во-первых, этих событий в Одессе не было бы, если бы на своем месте нормально работали руководители силовых структур. По моему глубокому убеждению, было абсолютно неграмотное назначение руководителя одесской  милиции. Это сопровождалось интересами новой власти, но отнюдь не профессиональными качествами, поэтому милиция просто бездействовала в тот день. Естественно, это привело к таким событиям на улице, сначала погибли люди от огнестрельных выстрелов с одной стороны. Эти несколько убийств вызвали ярость, тем более у такой публики как футбольные экстремалы, которые за это отомстили снесением палаток антимайдана. Милиция бездействовала в этот момент, поэтому все это закончилось трагическими событиями в ходе пожара.

Сейчас в городе полностью обновлено руководство областного и городского ОВД, сейчас прибывает подкрепление для несения патрульной службы. Хочу подчеркнуть, что никаких карательных операций здесь быть не может. Вчерашние события по освобождению задержанных в ходе массовых столкновений, конечно, можно оценить как незаконные, сделанные под давлением толпы, тем не менее, в сегодняшней ситуации это можно так же рассматривать, как охлаждение накала страстей.

Безусловно, самое главное, что надо сделать украинской власти сейчас – это найти виноватых, в какой бы стране они ни находились, найти убийц и должностных лиц конкретных, которые своим преступным бездействием допустили всю эту трагедию. Мне кажется, только это способно стабилизировать ситуацию и успокоить людей. Гарантия недопущения того, что произошло на улице, хаоса, крови, противостояние – это единственное, что может оставить Одессу Одессой.

Давлетгильдеев: Насколько я понимаю, сейчас многие жители обвиняют Киев в том, что недостаточно жестко украинская власть действует по отношению к тем людям, которые являются зачинщиками таких беспорядков. Как вам кажется, нынешние украинские политики достаточно жестко и радикально действуют по отношению к своим противникам?

Луценко: Вы знаете, я недавно понял, что мне напоминают события в Украине. Все, что мы видим, где-то уже было. Я недавно понял, что это первая чеченская война в России. Это тот же моральный и физический распад силовых структур, это та же всепроникающая коррупция, это то же предательство и неисполнение своих прямых должностных обязанностей. И только новая сильная власть, которая сможет выделить деньги на создание полноценных силовых структур, которые будут служить закону, а не деньгам или связям, может вернуть стране спокойствие. А пока этого не произошло, безусловно, мы должны опираться на существующее.

С моей точки зрения, здесь нет ответа – сила или слабость, нет, здесь должна быть комбинация силы по отношению к тем, кто взял в руки оружие, и диалог по отношению к тем, кто имеет убеждение отличное от власти. С моей точки зрения, здесь у меня логика очень простая, как и гражданин Украины, как и житель Одессы, имеет право на счастье любого цвета ленточка или флаг, не имеют права носить автоматы.

Любой житель Одессы или Украины имеет право на акции протеста, но не имеет право захватывать государственные здания. Если эти два условия будут выполнены, Украина найдет консенсус. Я уверен, что комбинация силы против тех, кто хочет навязать свою точку зрения языком автомата «Калашников», и тех, у кого есть разные точки зрения на будущее страны, является правильным ответом на ваш вопрос

Давлетгильдеев: Если сейчас отойти немножко от тех событий, которые происходят в Одессе, город Славянск взят в кольцо, четыре человека погибли, более 30 человек ранены. Все это похоже на настоящую войну, это уже не просто разговор о небольшом противостоянии, это уже откровенная гражданская война. Что с востоком делать?

Луценко: На самом деле гражданской войны, к счастью, нет, хотя ее тщательно хотят развязать многие безумные деятели. Надо отделить события в Донбассе и события в целом в других областях юга и востока Украины. Вне юго-востока Украины, вне Донбасса происходят небольшие столкновения, но в целом абсолютное большинство выступает за целостность страны и за мирный диалог через выборы. Это касается и Одессы. Трагические события здесь связаны исключительно с присутствующими здесь диверсантами из Приднестровской Республики, из Крыма, из РФ,  с местными экстремистами, и еще раз повторюсь: с преступным бездействием силовиков.

Что касается Донбасса, там так же есть две картины. В самом Донбассе есть пролетарская революция в полном ее ощущении 1917 года. Да, это люди, которых десятки лет унижали, призирали, лишали хоть какой-то возможности жить. И сегодня они с удивлением обнаружили, что правящая власть пропала и можно выработать свои правила поведения. К сожалению, они сводятся к ограблению банков, поджогу частных домов и прочего, это совершенно тупиковый путь. Я думаю, что с этими людьми можно и нужно разговаривать, учитывая их требования децентрализации власти, мы найдем общий язык, в первую очередь, через новую социальную политику и новую политику местного самоуправления.

Что касается Славянска, это отдельная тема. Это действительно террористическая операция была, к моему глубокому убеждению, которое подкрепляется фактами. В этом городе собрались экстремисты постсоветского пространства, вооруженные военной техникой. Заложники, пытки людей, убийства людей, воровство людей, расстрел мирного населения – на это нельзя спокойно смотреть. Это то, что случалось в свое время на Кавказе, и будем действовать такими же методами. Люди с оружием не могут навязывать свою волю стране. Если они не сложат оружие, они должны быть уничтожены. 

Фото: РИА Новости/Павел Паламарчук

Другие выпуски