Депутат Александр Агеев: Роспуск Мосгордумы выгоден в первую очередь президенту Путину

25/06/2012 - 16:45 (по МСК) Мария Макеева
Глава столичного отделения «Справедливой России» и депутат Госдумы Александр Агеев о том, почему после расширения Москвы следует распустить Московскую городскую думу и назначить перевыборы и как в этом могут поспособствовать Сергей Собянин и Владимир Путин.

Макеева: Вот о чем поговорим. Чем ближе день Х - день расширения Москвы (1 июля должно все это с нами произойти) - тем больше подробностей того, как, собственно, это будет происходить. Полная и ясная картина пока не наблюдается. Мосгордума сегодня, например, одобряет законопроект, передающий органам местного самоуправления новых территорий, полномочия по распоряжению земельными участками муниципальной собственности.

Кажется все легко, только капни. В ведомстве подсчитывают, что строительство дорог в новой Москве, южные границы которой будут простираться аж до Калужской области, потребуют серьезных финансовых затрат - более триллиона рублей. «Коммерсантъ» писал, что переезд чиновников в «новую Москву» может обойтись в 10 миллиардов долларов. Впрочем, до этого момента еще очень далеко. А юридическая коллизия возникнет прямо 1 июля в день расширения столичных границ.

Наш гость - глава столичного отделения «Справедливой России» первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев. Он инициировал обращение к президенту Путину, в котором, насколько я поняла, предлагается переизбрать Мосгордуму, ну, как минимум, с 1 июля. Расскажите, в чем конкретно инициатива, и откуда такие возможности взялись?

Агеев: Это, на самом деле, целый комплекс мероприятий, которых партия привела массу: всевозможные общественные организации, политические силы, здесь все работает только на пользу. Все-таки Мосгордуму, мы не признали ее легитимность с самого начала, с самого ее избрания, еще в 2009-м году. И было еще, помните, покидание Государственной думы тогда оппозиционными фракциями. Были очень грязные выборы, дикое просто давление, административный ресурс, чудовищные фальсификации, женщин за волосы, рисовали протоколы прямо на глазах у всех, и ничего не боялись - ни видео, ничего не помогло.

Мы начали такую акцию протеста, которую тогда не смогли реализовать во что-то. И вот мы дождались, когда они пошли на такой шаг как расширение границ Москвы в 2,5 раза, и фактически с этого момента жители, которые живут на новых территориях, просто становятся… их конституционные права нарушены: они не имеют своих представителей в Московской городской думе. Старая Мосгордума избрана на тех старых границах, которых в 2,5 раза с 1 июля будет меньше сегодняшней «новой Москвы», то есть, вот на старых границах. Поэтому при нарушении таких конституционных прав мы и начали новый виток роспуска Мосгордумы.

Мы начали с социологического исследования в апреле, которое показало, что не просто половина, как у нас есть протестный электорат в Москве, 93% москвичей (не 60, не 50, не 70, а 93!), почти 100% людей считают Мосгордуму нелегитимной и подлежащей отмене, то есть роспуску. Но оснований для этого нет. Какие основания? Мэр может распустить, там специальные условия, президент, Конституционный суд, либо уже когда останется одна фракция. И мы понимаем, что нужно сделать все, чтобы каждый из этих пунктов сработал. И мы, соответственно, направили запрос к Генеральному прокурору о неконституционности в связи с новыми границами и нарушением прав граждан. Ответа до сих пор нет. Уже нарушение сроков есть.

Макеева: А когда отправили?

Агеев: 22 мая. То есть сегодня у нас 25 июня.

Макеева: Больше месяца прошло.

Агеев: Нарушение уже присутствует. Понятно, что административный ресурс, они боятся, не знают что делать. Сам председатель Мосгордумы Платонов выходил на VIP-персон в Госдуме, на меня выходили люди. Что он говорит: «Кто такой Агеев? Как его успокоить?». Я несколько раз выступил очень критично. Два ролика мы сняли, запустили в YouTube, там сотни тысяч просмотров по нелегитимности Мосгордумы «Бесправная Москва». Можно их посмотреть.

Макеева: Давайте сейчас к нынешним событиям, поскольку так или иначе, тот поезд уже, в любом случае, ушел.

Агеев: Мы объединились с нормальными здравомыслящими общественными организациями, «Лигой избирателей», и начали сбор подписей. Вчера мы запустили открытое письмо президенту, которое уже сейчас говорит о том, что с 1 июля вступит, дайте политическую оценку, потому что нарушены права граждан. Там описана вся составляющая. Уже сегодня довыборы в Мосгордуму провести нельзя. Потому что 35 депутатов, а по новому закону от 45 до 110. То есть, по сути, если проводить довыборы, то есть, по закону это уже невозможно. Платонов и мэр Москвы в ответ на письмо, сегодня поступившее на имя Левичева Николая Владимировича, говорят о том, что закрепили четырех депутатов за новыми территориями.

Макеева: Платонов сам лично хочет заняться новыми территориями, насколько я поняла по его комментариям в «Коммерсанте».

Агеев: Да. Пытается это на себя перетянуть. Но люди этих людей не избирали. Когда им кто-то навязывает… Ведь и так у нас повсюду нарушают права граждан! Попробуй только обратись в Антимонопольный комитет, в Комитет по защите прав потребителей - это достаточно все сложно. В принципе, равного доступа к государственным СМИ нет, и так далее. Вот административный ресурс. И сегодня еще раз людям навязывают то, что они не избирали. Мэра Москвы мы с вами не избираем, назначают. Мосгордума нелегитимна.

Макеева: Будем избирать теперь.

Агеев: Муниципальные депутаты без полномочий. Сейчас даже вы сказали, полномочия дадут, закон утверждает, но финансового не обеспечивают. Вот так, к сожалению, вот такой беспредел повсюду.

Макеева: Сколько жителей присоединяемой территории?

Агеев: 250 тысяч.

Макеева: А кто-то из них подписался под этим письмом? Там упоминается 4 тысячи депутатов «Справедливой России», муниципальные депутаты, жители Москвы. А собственно жители присоединяемых территорий, они поддержали вашу инициативу? Есть среди них подписавшиеся?

Агеев: С сегодняшнего дня мы объявили открытый сбор подписей. До этого члены партии, нашей партии и общественных организаций своими силами собирали до официального опубликования. Мы ждали 22 числа ответа генпрокурора. Так как не последовало, ждать мы не будем. Мы вчера выпустили открытое письмо и начали сегодня сбор подписей. 300 пикетов сегодня стоит по всей Москвы, в том числе и в новой части, с соответствующими описаниями, с этим письмом, каждому человеку раздают. Очень заинтересованно люди подписываются. По нашему опыту, мы собираем примерно 30 подписей за четыре часа. Каждому надо объяснить, люди торопятся. Сегодня ажиотаж в очереди. Люди стоят по 30 человек.

Макеева: Это в Москве. А на присоединяемых территориях?

Агеев: На присоединяемых территориях, конечно, плотность меньше людей, но сбор тоже начали. Я смогу вам в ближайшее время сказать, сколько там соберем подписей.

Макеева: Потому что если так если навскидку подумать, что должно беспокоить в первую очередь людей на присоединяемых территориях? На них вообще свалилась вся эта история, они вообще не поймут, что им пока делать. Там, документы переоформлять, все эти бумажные дела, это же все очень тяжело и просто муторно. Подумают ли они о том, что, как же наши интересы не представлены в Мосгордуме? Они, может быть, как-то индифферентно к этому отнесутся? Что вы думаете?

Агеев: А вот наоборот. Вот посмотрите, они не понимают, что сейчас делать и обратиться не к кому. Сами государственные службы не знают, что делать сейчас. Кадастр сейчас нужно переформатировать, под другие нормативы под московские, у них разница в 10 раз в точности, Московской области и Москвы. Сами службы - Росреестр, кадастр - они вот так за голову берутся, они не понимают что, а люди уже идут и требуют. А обратиться не к кому вообще. Права нарушены.

Макеева: Часто ли люди обращаются к своим представителям в городских или областных Думах? Мосгордума, разве такой влиятельный орган? Ну, переизберут его даже если, и что?

Агеев: Ну, вот скажите, правительство Москвы, которое мы с вами не избираем, мэра Москвы не избираем, вот они сидят.

Макеева: Мэра будем, будем.

Агеев: Надеюсь, что через несколько лет, притом, что там со специальным фильтром очень сложно, но, дай бог. Но сегодня не избирали мы с вами. Правительство Москвы работает, как хочет, никто его не контролирует. Там 92% «Единой России», которая за весь период времени почти 3 года существования ни одного раза не отклонила ни одно предложение правительства Москвы и мэра. О чем говорит? Никакой полемики, никакой дискуссии и никакого контроля. Это говорит о том, что они, в принципе, просто лежат полностью. Лужков привел, они решили подстроиться под нового мэра, а по-хорошему должны были распуститься сразу же. Они прогнулись и вот делают все, как самые послушные.

Макеева: У нас же в Мосгордуме все члены «Единой России», за исключением двух коммунистов, по-моему, и все.

Агеев: Трех.

Макеева: Трех, да.

Агеев: Это 8%. 92% - «Единая Россия» и они принимают все, что угодно. Поэтому контроля, самое главное, нет. А когда нет контроля, появляется такая вакханалия и вседозволенность, которая сегодня в Москве присутствует.

Макеева: Что вы будете делать в том случае, когда и если президент, допустим, не ответит ничего? Открытое письмо, мало ли…

Агеев: В открытом письме мы не только описываем нормы, по которым сегодняшняя Мосгордуму нелегитимна. Я внес закон неделю назад 14 июня…

Макеева: Поправки.

Агеев: Поправки в закон «Об основах формирования исполнительных, законодательных органов в субъектах Российской Федерации», по которому, в случае расширения границ субъектов более чем на 25%, либо увеличение жителей более чем на 25% по сравнению с тем, когда был избран законодательный орган этого региона, то законодательный орган должен быть распущен и должны быть назначены новые выборы. Они относятся к Москве. Я попросил президента, чтобы он поручил своему полномочному представителю в Госдуме Гарри Владимировичу Минху, чтобы он дал оценку и в кратчайшие сроки рассмотрели. И соответственно, у нас еще один аргумент появляется: ведь правда, в 2,5 раза расширили - это же понятно, что это другая Москва.

Макеева: Сейчас по существующему законодательству, в принципе, должны в таком случае распускать Мосгордуму или не должны?

Агеев: Во-первых, такое решение было принято очень волюнтаристским путем, абсолютно невзвешенным, непродуманным. Масса проблем, мы еще с вами коснемся.

Макеева: Это только начало этого банкета, это совершенно так и есть. Мы с вами обсуждали и референдум в этой студии - это все уже дело прошлое. Теперь это принято, как оно принято. По закону Мосгордума должна распускаться или нет?

Агеев: Значит, конечно, сегодня они прописали в законе Москвы, в избирательном кодексе Москвы, что Мосгордума досрочно не прекращает своих полномочий. Это невозможно по сегодняшнему законодательству, что вообще нас ставит просто в непонятную ситуацию. То есть, у нас, у граждан, есть право избрать, а отозвать права нет. Вот я тоже внес такие поправки, что теперь можно было отозвать своих депутатов тоже две недели назад.

Макеева: Как вы считаете, перспективное вообще дело? То есть вы предлагаете президенту, во-первых, принять закон, который позволит самораспуститься или распустить Мосгордуму, и Мосгордуме опять же самораспуститься или разойтись по велению свыше, соответственно. Они на это пойдут вообще? С чего бы вдруг так президенту обижать «Единую Россию»…

Агеев: Вы очень хорошо освещаете ситуацию в Москве. Протестные настроения растут. Люди озлоблены. А почему? Потому что эти точки напряжения никто не снимает. Что, мэр Москвы их снимает? Должны снимать избранные населением люди, депутаты Мосгодумы. А они с людьми не работают. Точки напряжения только нарастают.

Макеева: То есть, была бы хорошая разрядка, вы имеете в виду?

Агеев: Это президенту была бы помощь большая. Если сегодня будет такая разрядка, то будут выбраны легитимные представители, которых будет 100-110 человек, которые будут отражать весь сегодняшний расклад политический в Москве. Ведь скажите, отражает сегодня настроение москвичей 92% в Мосгордуме «Единой России»? По-моему, абсолютно нет. У них, если не ноль, то несколько процентов сегодня в Москве то, что остался авторитет. Никакой вообще работы, никакой деятельности. Но их 92%.

С помощью того ресурса, который установил Лужков, все силы, средства и административный ресурс, привели к нарушениям, нету этого. А если президент пойдет на это, даст оценку конституционности, неконституционности… И я уверяю, его авторитет сегодня… Ведь ничего не принимается! Сегодня люди пишут в блогах, что Путин почему так много обо всем говорит? - чтобы уйти от решения реальных проблем. Думает, что поговорил и проблема сама решается. К сожалению, может быть, ему самому сегодня, это был бы для него серьезный шаг показать, что он деятельный человек и готов на такие поступки.
Также по теме
    Другие выпуски