Борис Титов: Сегодня по экономическим статьям сидят 13 тысяч человек

21/06/2012 - 17:10 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Назначенный Владимиром Путиным на новую должность омбудсмена по правам предпринимателей Борис Титов о том, как он собирается вызволять из тюрем осужденных за экономические преступления и изменить состав статьи о мошенничестве.

Зыгарь: У нас в гостях главный герой сегодняшнего дня – Борис Титов. Как правильно называется – омбудсмен по правам бизнеса?

Титов: Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Макеева: А предприниматели что, не люди? Им просто омбудсмен не годится?

Титов: Предприниматели – естественно, граждане страны, такие же, как и все. Но у них есть немножко больше, почему их надо защищать. У них роль в обществе немножко больше – они приносят благополучие, благосостояние, они приносят новый прибавочный продукт. Поэтому делать они это могут, только имея собственность. Защита собственности, защита их как граждан, потому что на них как на граждан часто «наезжают», потому, что у них собственность – это по важности выделяется из общего ряда задач. Поэтому к предпринимателям все-таки нужно особое отношение, и они должны платить особым отношением, особой активной позицией всему обществу.

Зыгарь: Какие могут быть ваши первые шаги? Мы до эфира обсудили, что у вас будут беспрецедентные полномочия, конкретно – вы можете приостанавливать решения не судов, но чиновников.

Титов: Это очень важно, потому что, к сожалению, тенденция была вниз – на предпринимателей оказывается давление. Сегодня главными рейдерами стали чиновники. Если раньше это были разборки между предпринимателями, то сегодня чиновники ищут собственность и используют свои ресурсы, пытаются отнимать ее у предпринимателей. Такие полномочия нужны, но это не будет началом новой жизни для нас, потому что, конечно же, мы эту работу делали и раньше. У нас есть центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», который создан вместе с государством. Он уже работает.

Очень важно определить, кто прав, а кто виноват. Часто общество винит предпринимателей во многих грехах, иногда это имеет основания. Так вот надо правильно определить, прав предприниматель или это действительно наезд, рейдерский захват со стороны силовиков. Для этого у нас есть процедуры: юридический анализ, процедура общественного анализа. Мы этим уже занимаемся, за последние полгода мы вытащили 5 предпринимателей из уголовных дел, из тюрьмы.

Мы теперь знаем, насколько это сложно. Мы каких-то результатов добиваемся, но это еще капля в море. Поэтому эти полномочия дадут нам намного больше возможностей решать вопросы с чиновниками, с силовиками, обращаться в суды от имени предпринимателей, которые боятся сами обращаться в суды, опасаясь последствий, давления со стороны чиновников. Такой институт мы очень давно хотели, просили, предлагали. Мы очень рады, что это случилось, что нам дали возможность с ним работать.

Макеева: Вы уверены в том, что президент выбирал вас в качестве кандидата на эту должность с прицелом на то, что вы займетесь тем, что вы будете вытаскивать предпринимателей из тюрьмы?

Титов: Я думаю, что он думал не только об этом. Кроме чисто таких вещей, президент в этом заинтересован, он нам лично по некоторым вопросам помогал. Есть звучные имена, которые все знают, а есть огромное количество людей, 13 тысяч человек сидят в тюрьмах по экономическим статьям. Огромное число из них несправедливо.

Зыгарь: При этом инициатива президента Медведева о том, что по экономическим статьям не надо сажать в СИЗО, выполняется?

Титов: Это не инициатива, а законодательный акт. Эта инициатива была с нашей стороны. Сегодня на стадии предварительного следствия стали сажать меньше.

Зыгарь: Не то чтобы перестали, как это нужно по закону, а просто стали меньше?

Титов: Потому что используют статью «Мошенничество». Следующий этап – надо еще менять законодательство. Мы уже знаем как, теперь омбудсмену будет легче договориться и в парламенте, и с исполнительной властью о том, чтобы изменить 159 статью «Мошенничество». Чтобы не использовали, не натягивали это мошенничество на любой экономический, хозяйственный вопрос, когда нужно отнять собственность.

Кроме этого, было сказано, что необходимо сначала решать все хозяйственные вопросы и споры в гражданских судах, а не в уголовных. Мы сделали предложение, это изменение в 140 статью, которое нужно сегодня провести. Нельзя начинать уголовные дела по экономическим статьям, если нет пострадавшей стороны – это мы тоже сегодня вводим. Причем, это специальное условие для предпринимателей. Многие могут посчитать, что это несправедливо, но это необходимо делать. Конечно же, все граждане в обществе у нас равны, но именно к предпринимателям применяются эти подножки, захваты, силовые приемы, которые не дают нормально развиваться бизнесу. Это все нам тоже предстоит делать.

Макеева: Меня очень заинтриговал момент, упомянутый вами, что президент вам помогал в каких-то сложных делах. Можно привести какой-то пример?

Титов: Я сейчас не буду говорить. Но это было, и было успешно.

Зыгарь: То есть по поводу конкретного человека вы обращались к президенту, и его выпускали.

Макеева: Президент и прежний президент Дмитрий Медведев неоднократно, когда речь заходила, например, о Ходорковском, настаивали на том, что они никакого влияния на суды не имеют. Какая это помощь была? Это действительно большая интрига.

Титов: Мы проводим общественную и юридическую процедуру по тем обращениям, которые к нам приходят от предпринимателей. Например, Козлову мы предлагали: обращайтесь к нам. Но от него так и не пришло обращения. А когда к нам обращаются, мы должны, прежде всего, понять юридическую основу дела, какова суть, а во-вторых, выработать общественное мнение, общественную оценку. У нас есть общественный совет, который этим занимается. Сейчас юридически очень сложно докопаться до сути. Бывает, 10 судов выиграно одним, 10 судов с другой стороны выиграно. В результате там все наворочено и ничего не понятно. Зато мы как предприниматели хорошо понимаем, где предприниматель что-то там хотел (увести деньги из бюджета, например), а где это реальный наезд на его собственность.

Зыгарь: Я правильно понимаю, что, прежде всего, вы будете заниматься теми, кто обратился к вам?

Титов: Конечно.

Макеева: А если обратятся Ходорковский, Лебедев, Козлов? Вы примете участие в их суде?

Титов: Мы должны рассматривать такие вещи. Конечно, это часть работы. Законодательство, которое необходимо менять – это вторая часть работы. Новые суды, новые инициативы в судебной сфере, например, независимый третейский суд, который необходим. Арбитражные государственные суды решают свои задачи, но есть огромное количество проблем, и это сегодня приводит к тому, что все рассмотрения дел идут в шведских или английских судах. Очень понятно, почему. Кроме того, что они не прозрачные, у нас еще нет профессионализма в этих судах, у нас судьи непрофессиональные. Нам надо привести людей, которые знают и космос, и стоматологию, и выращивание пшеницы. Это отдельные, совершенно разные части законодательства. Нельзя знать все. Поэтому всегда есть целые списки арбитров, специалистов по многим специальным вопросам.

Не будем уходить от проблем безопасности бизнеса, но и от выгодности бизнеса. Инвестиционный климат состоит из двух частей: должно быть безопасно и выгодно вкладывать в экономику. В этой связи мы, конечно, тоже будем работать вместе с бизнес-ассоциациями, АСИ (Агентством стратегических инициатив) по тем дорожным картам, которые мы инициировали как «Деловая Россия».

Макеева: Когда мы сегодня услышали, что вас ждет такое назначение, думаю, не одна я удивилась. Я думала, что вы теперь занимаетесь политикой. Мы когда с вами виделись в последний раз, вы создавали партию «Правый поворот».

Титов: Это не партия, мы решили создавать центр непопулярных реформ. Он существует, он работает, там есть очень интересные люди. Мы только вчера дискутировали на тему миграционной политики России, вырабатываем свое понимание и предложения. Теперь мне надо будет разобраться, юридически у меня много ограничений как у омбудсмена, но тем не менее, я надеюсь, что, по крайней мере, от обсуждения вопросов, от выработки каких-то конкретных предложений никуда не уйду. Конечно, от политической борьбы, борьбы на выборах, я думаю, сегодня мне придется воздержаться.

Зыгарь: Думаю, можно сказать, что за какую-то власть вы уже поборолись, ее достигли.

Титов: Честно, как на духу, это не кокетство – сложно принимать это решение. Даже не очень важна политическая работа и выработка решений в «Правом повороте», намного важнее мне «Деловая Россия», которой я руковожу уже 10 лет. Это вторая моя жизнь. Кроме этого, мне очень важно иметь свой бизнес. У меня большие амбициозные планы по развитию Шампанского дома «Абрау-Дюрсо». К сожалению, мне придется приостановить эту деятельность, потому что омбудсмен – это госчиновник, он не может заниматься бизнесом. Тем не менее, собственником я остаюсь, конечно.

Макеева: А вы уже знаете, кого вы назначите?

Титов: Это будет решать совет директоров, но у меня есть смена достойных людей, которые смогут быть эффективными менеджерами проекта.

Зыгарь: Желаем удачи вам на вашем новом поприще. 

Также по теме
    Другие выпуски