«Блогеры против мусора» уйдут в леса

01/09/2012 - 20:59 (по МСК) Павел Лобков

Блогер и эколог Сергей Доля рассказал о том, что чем займутся он и его сторонники по движению «Блогеры против мусора» на ближайшей акции 8 сентября.

Лобков: Есть, действительно, такой контраст, о котором говорил Тимур и который мы сейчас всегда на себе чувствуем. Допустим, мы приезжаем в какую-нибудь Швецию, Швецию можно назвать чемпионом, я думаю, по озабоченности мусорными проблемами, и видим, что там во дворе стоит 6 или 7, сколько сейчас – я не знаю, раньше было 6, разных контейнеров для разных видов мусора, и когда у тебя, допустим, разбит цветочный горшок, у тебя начинается шизофрения, потому что ты не можешь понять, чему это соответствует больше. И мы приезжаем сюда и становимся русскими людьми с такой общей доктриной: ну, мы же понимаем, в какой стране мы живем. Знаете, это такая мантра нынешняя. Как вы считаете, как можно изменить это отношение, и можно ли?

Доля: Я уверен, что это отношение можно менять, потому что… пример немножко не из экологии: лет 7 назад все, у кого были внедорожники, объезжали пробки по тротуарам, потом общественное мнение изменилось, и сейчас уже никто по тротуарам, по газонам не ездит, то есть все стоят в пробках, максимум – по обочине едут. Так же и с проблемой мусора. Я уверен, что можно изменить отношение наших людей к проблемам мусора – это то, чем я пытаюсь заниматься.

Лобков: Каким образом вы этим пытаетесь заниматься? Есть разные люди, они в прокремлевских объединениях состоят, я не знаю, состоите вы или нет, которые расклеивают: я парковочный хам; или розовые свиньи в супермаркетах борются с просроченными продуктами. А у вас какой метод?

Доля: У меня абсолютно другая концепция, то есть я абсолютно аполитичен, я говорю: я буду рад всем, кто придет на акцию, я никому не запрещаю, я никого не призываю специально прийти на акцию. Что за акция? У меня есть блог достаточно популярный, его читает полтора миллиона человек в месяц, и я подумал, что я могу использовать его для того, чтобы призвать людей выйти на Всероссийский субботник, потому что когда человек сам выходит…

Лобков: 22 апреля опять?

Доля: Нет, 8 сентября, через 2 недели.

Лобков: Через неделю.

Доля: Через неделю. 8 сентября у нас будет по всей стране Всероссийский субботник. Мы такой устраивали уже в прошлом году – 6 августа, и тогда в 120 городах вышло 16 тысяч человек. Причем это люди вышли не флажками помахать и с транспарантами постоять, а убирать мусор, потому что это тяжелая физическая работа, возвращаешься из леса весь мокрый. Точно так же в этом году, 8 сентября…

Лобков: Куда выходить нужно?

Доля: В городе дворники справляются с мусором, но у нас есть очень много лесопарковых зон, куда мы привыкли ездить с шашлыками на выходные, и, к сожалению, наши люди устроены таким образом, что он идет – в пакете у него есть бутылка лимонада, он ее допил и бросает ее под куст, потому что он думает, что завтра придет дворник, залезет в этот куст, вытащит ее оттуда и все будет чисто, потому что он же платит за уборку мусора налоги. Но это не так. Потому что в лесопарковых зонах – там 2 лесника и все.

Лобков: Работа с людьми – это замечательно, а гораздо труднее дается работа с бизнесом. Например, я, честно говоря, нигде, кроме Duty Free, нигде не видел спиртных напитков в пластиковой упаковке, это ведь было бы страшно удобно – люди идут, берут с собой что-то выпить, и этот пластик они несут с собой, это же гораздо легче. Иногда они бросают потому, что это очень тяжелая бутылка, допустим. Есть ли какая-то работа, скажем, с бизнесом? У них есть свои маркетологи, у них есть, не знаю, какие-то отделы продаж, отделы позиционирования продуктов, разные упаковки есть. То есть работаете ли вы с бизнесом? Можно ли работать с бизнесом, чтобы уже люди ехали с тем, что либо можно бросить под куст, либо с тем, чтобы хотя бы легко вывезти.

Доля: Насчет утверждения, что бутылка тяжелая, поэтому там бросают, ну, извините, вы же ее туда несли полную, она была еще тяжелее. Значит, обратно пустую точно донесете. А что касается бизнеса, дело в том, что для нашей акции нужны деньги, потому что нам нужно купить перчатки, мусорные мешки, нужно вывезти весь мусор после этого. Поэтому мы привлекаем партнеров, и есть несколько компаний, которые с удовольствием помогают нам и поддерживают это. Более того, есть компании, типа Coca-Cola, которые заинтересованы в раздельном сборе мусора, поэтому во многих регионах мы будем мусор собирать раздельно.

Лобков: Были в Москве много лет назад, они и до сих пор где-то остались как, по-моему, реликты какие-то прошлого, я не помню, как называется, «фандоматы», по-моему, - это такие ящики, куда нужно бросить бутылку. Я живу на Тверской, у меня много этих фандоматов, они производят ощущение, что из какого-то Мезозоя они стоят там, я не видел ни одного человека, который бы туда что-то бросил, честно вам скажу. По-моему, это не прижилось, да?

Доля: К сожалению, да, в России это как бизнес не прижилось. Была такая, действительно, идея – около всех станций метро поставить эти фандоматы, которые будут за денежку принимать банки, но пока что сознание наших людей не готово к этому, нам нужно менять именно сознание в первую очередь. Потому что для раздельного сбора мусора самый основной и дорогой процесс – это именно разделить. Ведь если у вас есть свалка, то самое сложное – это разделить мусор на пластик, на стекло, еще на что-то, для того чтобы потом его переработать. После того, как он разделен, переработать его не проблема, это выгодный бизнес. Но он выгодный только в том случае, если предварительно кто-то разделит этот мусор.

Лобков: Многие же протестуют против мусоросжигательных заводов, которые сжигают весь мусор.

Доля: Да, но я еще раз говорю, что мусор можно перерабатывать, то есть его не обязательно сжигать. Смотрите, допустим, пластиковые бутылки. Вся одежда, которая на вас есть, большинство, это же просто синтетика, это сделано из пластиковых бутылок. Я знаю, что на Олимпиаде, о той же Coca-Cola, все сотрудники Coca-Cola ходили в… у них была футболка, написано: 2 бутылки, то есть она сделана из 2-х переработанных бутылок.

Лобков: В Англии есть совершенно замечательная технология, там дорожные покрытия, те самые плитки, которые мы называем «собянинскими», они вообще всемирные, они делаются вообще из смеси перемолотых и переплавленных бутылок с битым стеклом от стеклянных бутылок, то есть все это перемалывается. И дорожное сцепление, кстати, лучшее, чем у обычной плитки, чем у асфальта. Поэтому эти технологии есть. Поэтому мой вопрос и был: работаете ли вы с бизнесом, с представителями именно большого бизнеса, чтобы убедить их заняться экологическими технологиями? Потому что это пионерское копошение по лесам - это, конечно, все замечательно, но оно все равно пионерское, оно все равно не делает погоды в том, что мы производим, на самом деле, огромное количество отходов, которые не используем обратно.

Доля: Но я же не во власти. Я не государство, я не решаю глобальные задачи. Я вижу кусочек, где я могу сделать нашу страну лучше, то есть что-то начать делать и, может быть, своим примером вдохновить кого-то еще, то есть задача ведь не поработать дворниками, задача - изменить сознание людей. И в том числе – привлечь внимание общественности и привлечь внимание государства к этому, и государство уже должно решать такие вопросы. Мы лично этим не занимаемся.

Лобков: Как я понимаю, вы путешественник и часто бываете в разных отдаленных уголках, я тоже бывал, кстати говоря, неоднократно видел какие уточненные технологии утилизации мусора бывают, допустим, в маленьких китайских деревнях, которые стеснены природными обстоятельствами, там есть специальные резервуары, очистные сооружения – свои собственные. Вы часть этого опыта собираетесь публиковать, переносить как-то на российскую почву?

Доля: Безусловно. Все такие темы мне очень интересны. Я делал часть репортажей не о китайских, а о других каких-то странах. О Финляндии, например, как в Финляндии перерабатывают мусор в тех же фандоматах. То есть там приходишь в магазин, в любой магазин продуктовый, и там на входе стоят эти фандоматы. То есть ты, когда ты покупаешь бутылку, ты понимаешь, что часть стоимости этой бутылки ты можешь себе вернуть, если ты принесешь ее обратно и сдашь. У нас такого вообще нету.

Лобков: С нами был Сергей Доля – блогер и основоположник движения «Блогеры против мусора», он всех призывает 8-го сентября поехать в лес, погода будет отличная, можно будет собирать грибы и одновременно собирать бутылки, которые оставили те, кто собирали грибы до вас. А с этими бутылками, кстати, куда идти?

Доля: Что касается Москвы, мы будем делать раздельный сбор мусора, будем вывозить их на перерабатывающие заводы. Мы будем отдельно стекло, отдельно пластик собирать.

Лобков: И Сергей нас будет приучать, как сортировать мусор. Мы начинаем на «Дожде» год экологии, через год мы все будем дисциплинированными европейцами и не будем говорить, прилетая откуда-нибудь в Шереметьево, ну почему на Ленинградском шоссе так грязно? Когда я ехал к де-Голлю на таком же шоссе, было так чисто. На этот вопрос мы ответим сами – своими руками.

Другие выпуски