Блогер Наталья Морарь о том, как в Молдавии наконец-то появился президент

16/03/2012 - 15:53 (по МСК)
Молдавия выходит из политического кризиса. Сегодня в этой парламентской республике, набрав на один голос больше необходимого минимума, был выбран президент.

Им стал 63‑летний председатель Высшего Совета магистратуры Николай Тимофти. Коммунисты ‑ у них 39 голос из 101 не признают выбранного президента легитимным, требуют роспуска законодательного органа и проведения досрочных парламентских выборов. Очередной митинг протеста и марш оппозиции назначены в Кишиневе на сегодня. О том, что сейчас происходит в столице Молдавии, как страна восприняла новость об избрании президента, узнали у журналиста Натальи Морарь.  

Лиманова: Через полчаса, как я понимаю, коммунисты намерены вывести 20 тысяч человек на улицы Кишинева. Какова сейчас обстановка в городе?

Морарь: Акция коммунистов уже началась - в 12-30 по местному времени. Пока что явно нельзя говорить о 20 тысячах протестующих. Думаю, на данный момент собралось не более 3-4 тысяч. Безусловно, у них еще есть время, потому что заявка подана на ближайшие несколько часов, это будет марш.

Смысл этого протеста уже не тот, который изначально задумывался коммунистами. Избрание президента было запланировано еще вчера на 3 часа дня. Они собирались скандировать во время самого процесса избрания около здания парламента. Но президента уже избрали.

На самом деле, все удивлены. По большому счету никто не верил, это уже 8 попытка. Республика Молдова попала в Книгу рекордов Гиннеса, как страна, которая в течение 2,5 лет не могла избрать президента. Хотя бы в чем-то мы оказались первыми.

Безусловно, интересно, как себя будут вести коммунисты. Они уже успели заявить, что этот президент нелегитимен, поскольку он был избран в нелегитимном парламенте. Они заявили, что собираются создавать параллельные структуры власти и призывать всех к неповиновению. Они это, в принципе, начали делать. Ответят ли на этот призыв граждане страны, я не знаю. Безусловно, сторонники коммунистов могут ответить. Не думаю, что страна массово последует этому призыву, потому что за 2,5 года все подустали.

Не могу сказать, что с этим президентом мы связываем очень большие надежды. После 2,5 лет постоянных дрязг внутри альянса никто уже не верит в то, что этот президент может сколько-нибудь изменить систему. Скорее всего, он в эту систему встроится. Но это все равно лучше, чем очередное неизбрание, очередные досрочные выборы, трата денег и вывод людей на улицы. Люди устали жить на баррикадах, последние 2,5 года именно это и происходило.

Я очень хочу надеяться на то, что нас впереди ожидают два года стабильности - до следующего электорального цикла. У Альянса уже не будет никакого оправдания в том, почему они не могут проводить реформы. До сих пор они говорили: у нас это не получается, потому что президент не избран, а пока президент не избран, мы не в состоянии проводить те реформы, которые мы пообещали. Теперь у них есть ровно два года на то, чтобы все эти реформы реализовать. Если этого не произойдет, думаю, Альянс уйдет в историю.

Лиманова: Возможен ли вариант, что коммунистов все-таки устроит кандидатура избранного президента? Он, как я понимаю, аполитичный человек, его предвыборные заявления были достаточно симпатичными – о том, что он будет выступать за евроинтеграцию, что станет посредником между оппозицией и властью, о том, что с Приднестровьем нужно договариваться только мирным путем.

Морарь: Не думаю, что коммунистов этот кандидат устроит, но они будут вынуждены вернуться в парламент. На протяжении последних двух месяцев коммунисты в парламенте не появлялись, сегодня только трое их наблюдателей зашли в здание парламента и наблюдали за процессом избрания, все остальные еженедельно выходят на протесты. Они будут вынуждены вернуться, потому что никакая оппозиция не в состоянии выдержать почти 3 года на улице.

Самая большая угроза, с которой сталкиваются коммунисты, это то, что вслед за лидером социалистов Игорем Додоном, который ранее был депутатом от коммунистов - он ушел в ноябре из фракции и увел за собой двух политиков - именно эти три голоса и обеспечили избрание президента сегодня, потому что Альянсу не хватало двух голосов. Очень многие эксперты предсказывают, что в скором времени из КПРМ могут побежать депутаты. Три года на улицах они не выдержат, далеко не всем нравится эта чегеварщина – именно так можно назвать реализуемую коммунистами стратегию последних месяцев.

Я вполне ожидаю, что коммунисты могут потерять, из фракции уйдут люди, они присоединятся либо к социалистам, либо к другим фракциям. Коммунисты уже не будут той партией, которой они являются на сегодняшний день. У них есть все шансы к следующему электоральному циклу не дойти самой сильной партией оппозиции. Это, скорее всего, самый большой риск для них. Они это понимают. Сейчас ситуация довольно сложная: либо пан, либо пропал.

Лиманова: Как у вас проходят акции протеста оппозиции? Интересно это сравнить с тем, что происходит у нас.

Морарь: Многие мои знакомые журналисты из Москвы спрашивали, можно ли ожидать 2 и 7 апреля, повторятся ли события 2009 года. Слава богу, этого пока не произошло. Я очень надеюсь, что сегодняшние протесты коммунистов пройдут без каких-либо эксцессов. Люди мирно протестуют, нет арестов. С 8 утра проводилась манифестация в поддержку избрания президента, она была немногочисленной, никаких инцидентов не произошло. Очень надеюсь, что и на митинге коммунистов этого не произойдет, потому что правоохранительные органы подготовились. Надеюсь, что все пройдет хорошо, по крайней мере, никто не хочет верить, что 7 апреля повторится. Это не выгодно ни коммунистам, ни Альянсу.

Лиманова: Как я понимаю, активно акции протеста проходят последний месяц. Были ли такие случаи, что закончилось время, отведенное на шествие или на митинг, а потом людей разгоняют?

Морарь: В Молдове оппозиция и власть живут совершенно другой реальностью. То, что мы наблюдаем ежедневно в виде телевизионной картинки событий в Москве, для нас это уже абсолютно непонятно, начиная с апрельских событий 2009 года. Я очень надеюсь, что такого в стране не повторится. У нас разгоны, массовые избиения случились в апреле 2009 года, а с тех пор все акции протеста проходили довольно мирно. Безусловно, появляются провокаторы, но это провокаторы в виде переодетых дам легкого поведения с разного рода плакатами. Это все мирная провокация. Пока что не дошло до массовых арестов, избиение.

Альянс прекрасно понимает, что если они начнут разгонять и бить, это станет дополнительным козырем коммунистов. Коммунисты утверждают, что они не хотят никаких провокаций и будут проводить мирные манифестации. Возможно, им было бы выгодно, чтобы что-то произошло, чтобы позже обвинить в этом власть, но слава богу, пока всем хватает здравого рассудка не решиться на это. До сих пор и для одних, и для других очень болезненным воспоминанием остается 7 апреля, очень боятся это повторить. Тогда пришлось несладко абсолютно всем. 

Также по теме
    Другие выпуски