Алексей Клименко: Москва при Собянине – тот же город, только в профиль

27/12/2011 - 16:02 (по МСК)
Совет Федерации утвердил с 1 июля 2012 года расширение Москвы, территория столицы увеличится почти в два с половиной раза за счет территории между Варшавским и Киевским шоссе.

Меняется соответственно и генплан. Против старого генплана выступали и журналисты, и архитекторы, и активисты движения за сохранение старой Москвы. Но много противников и у обновленного генплана.

О расширении Москвы - Алексей Клименко, советник главного архитектора Москвы. 

Лиманова: Во что теперь превратится площадь у Белорусского вокзала?

Клименко: Хочется надеяться, что она превратится в нечто не столь безобразное со всех точек зрения, какой она должна была стать в результате этого замечательного инвестпроекта, который превращал эту площадь, и так изуродованную со всех сторон, в подобие Манежки – с этим гигантским подземным торговым центром. Но когда мы обсуждали эту концепцию, то выяснилось, что транспортные проблемы должны были решаться на Маяковке, на Пушкинской, а вовсе не на площади Тверской Заставы, что в высшей степени странно.

Мы попросили авторов этой концепции пойти поработать еще немножко, потому что это представлялось совсем нелепым. В результате там, где предполагался торговый центр, будут стоянки и развязки, может быть. Так что, может быть, по крайней мере, этот транспортный ужас, который на этой площади был все последние годы и должен был сохраниться, как-то немножко рассосется.

Лиманова: Я его переживаю каждый вечер, когда там оказываюсь.

Клименко: Если этим будут заниматься настоящие транспортные специалисты, а не те, которые делали наш гениальный Генеральный план, это был ужасный документ, хочется надеяться, что хоть что-то станет лучше.

Лиманова: Давайте перейдем от частного к общему. Сегодня Совет федерации утвердил расширение границ Москвы, теперь Москва почти в 2,5 раза становится больше, соответственно, Генеральный план устаревает, должен появиться новый Генеральный план.

Клименко: К величайшему прискорбию, будет тот же самый Генплан, те же самые 800 сотрудников Генерального плана, которые делали этот абсолютно негодный, халтурный, очень страшный для москвичей документ, где бесконечное количество ошибок. Те же самые люди будут главными разработчиками, правда, к ним присоединятся на правах субподряда еще и проектировщики соответствующего института Московской области.

Всюду – и там, и там – есть приличные специалисты, но вообще идея расширения именно такого странного воланчика или такой грыжи принадлежит сотруднице НИиПИ Генерального плана Москвы госпоже Меламед. Я не знаю, насколько она посоветовалась со специалистами, во всяком случае ни к нам, ни к урбанистам высокого уровня обращения не было. Мы узнали об авторстве этой очень странной идеи такого расширения вбок только недавно, и то случайно.

Лиманова: Как вы относитесь, как эксперт, как вообще эксперты относятся к такому расширению границ Москвы, который называют открывашкой для бутылок по форме?

Клименко: Без юмора к этому отнестись невозможно, поскольку действительно это в высшей степени случайно. И когда это было озвучено, прежде всего, были высказаны гипотезы, что связано это с интересами очень крупного бизнеса, который скупил эти земли и был заинтересован в том, чтобы капитализация этого капитала, этих земель, повысилась, что и произошло в результате. Там разные имена – Абрамович, не буду перечислять всех.

Но во всяком случае, это, безусловно, не оптимальное решение. Когда мы обсуждали этот гениальный Генеральный план, я успокаивал публику словами о том, что он и не может быть приличным документом до тех пор, пока эта удавка МКАД, которая затягивает шею столицы, не будет прорвана. Не только ослаблена, а именно прорвана.

Лиманова: А планы какие есть?

Клименко: Это уже произошло, слава богу. Выход, пространство. МКАД был границей. Специалисты, мы все пытались говорить Кузьмину, что необходимо запроектировать выход за пределы МКАД, он говорил: «Ребята, вы хотите, чтобы меня посадили? У меня юридически граница до МКАД».

Лиманова: Вы имеете в виду, что прорвали МКАД этой вытянутой кишкой. Но тем не менее, сами же не можете назвать такой план расширения границ Москвы приличным.

Клименко: Ну конечно.

Лиманова: У нас что-нибудь приличное может быть?

Клименко: Только до тех пор, пока сохраняется существующая система принятия решений – ничего. Потому что когда какой-то Вася скажет другому Пете, что ему надо то-се, и они там между собой решат, а то, что есть люди, специалисты, эксперты – им абсолютно плевать. Они там решают наверху. И абсолютно нет обратной связи – это главная проблема. С расширением Москвы именно так и произошло.

Лиманова: С приходом мэра Собянина ничего не изменилось?

Клименко: Ну конечно. Почти ничего не изменилось, почти. Потому что значительная часть его идей замечательных вроде этих прозрачных заборов или одинаковых киосков – это все коррупционное абсолютно, это бред собачий. До тех пор, пока Петр Павлович Бирюков, абсолютно коррумпированный персонаж, у которого квартирка там же на Патриарших, где и у Буланова. Буланов сидит, а этот командует до сих пор. Он абсолютно коррумпированный персонаж.

Поскольку он командует, рядом с метро «Каширская» строится гигантский торгово-развлекательный комплекс. Мы уже говорили, все зубы стерли на том, что «Атриум», «Европейский», все остальные комплексы, где должны быть транспортные терминалы – это просто преступление и глупость.

Лиманова: Давайте исходить из данности. Совет федерации утвердил план расширения границ Москвы, это уже данность. Можете вы нам нарисовать сейчас такую схематичную картину, какой Москва может быть в ближайшие годы? Какие изменения ее коснутся?

Клименко: Из всего того, что я слышал от господина Собянина, меня порадовало единственное. Он сказал, что Москва не будет одноцентровым городом, что будет центр образования, центр финансовый, центр административный, центр учебный и т.д. Это правильно, потому что с этого Москва и начиналась. Москва никогда не была одноцентровым городом, она начиналась с совокупности красных сел боярина Степана Ивановича Кучки, и между ними связь, между ними дорожки. Это сеть. Если будет начало этой сети, уже будет легче. 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски