Урок для Путина: почему Кремлю приходится жертвовать образованием и доходами населения ради сохранения режима

27/10/2021 - 21:44 (по МСК) Сергей Гуриев

Тема этого выпуска «Что (же) делать» — образование. Сергей Гуриев объясняет, как уровень и качество образования влияет на экономическое благополучие людей, и почему перед каждым автократом встает вопрос — сохранение режима или образованное население?

Наки: Здравствуйте, я Майкл Наки и это новая передача из цикла «Что (же) делать?» Сергея Гуриева. И сегодня мы обсудим образование, человеческий капитал. Все больше разговоров о том, правильно ли у нас обучают детей, а затем и взрослых людей, или неправильно, причем как в России, так и в мире. Сегодня об этом поговорим, почему образование — это важно, на что оно влияет и как оно должно быть устроено. Что же делать собственно с образованием? Здравствуйте, Сергей.

Гуриев: Здравствуйте, Майкл.

Наки: Ну, вы человек заинтересованный, который к образованию имеет самое прямое отношение, причем преподает. Поэтому я вас, конечно, спрошу для формальности, скажем так, считаете ли вы важной эту тему и почему вы ее таковой считаете, но думаю, что вы будете несколько предвзяты.

Гуриев: Совершенно верно, Майкл. Я выбрал карьеру как преподаватель, я занимаюсь этим всю свою жизнь. Кроме того, я родитель, у которого двое детей, которые учатся в старшей школе или в вузе, поэтому, конечно, все эти вопросы мне близки. Но кроме того, я преподаю предметы, связанные с тем, насколько образование полезно для экономического роста, развития, процветания, демократии, и собственно, на эту тему я делаю исследования. И сразу вам могу сказать, что образование — это один из самых главных источников экономического роста и процветания. Не случайно образование больше и оно лучше по качеству именно в богатых странах. Поэтому, конечно, когда бедные страны думают, как им стать богатыми, они в первую очередь думают и о том, как построить школы, институты, исследовательские институты. Человеческий капитал — это то, что помогает создать высокий уровень доходов и качество жизни.

Наки: Ну давайте тогда сразу и начнем вот с того тезиса, который вы выдвинули, что более образованные страны, они более богатые и успешные. Это происходит потому, что там образование хорошее, или там образование хорошее, потому что они богатые и успешные? То есть есть ли какие-то исследования, которые подтверждают, что именно образование, как следствие, имеет вот это благополучие, и как вообще этот механизм работает, то есть как его можно описать, каким образом это достигается?

Гуриев: Хотелось бы, конечно, провести исследование, где вы берете две одинаковых страны, в одной разрушаете все школы, а в другой оставляете. Такого эксперимента… такого рода эксперименты некоторые страны ставили, например, так называемая культурная революция в Китае в конце шестидесятых годов как раз была направлена на уничтожение образования, человеческого капитала, это привело, естественно, к катастрофическим последствиям с точки зрения экономического роста. Есть много других исследований, которым… которым удается определить, как образование влияет на доход конкретного человека. Грубо говоря, если у вас есть два близнеца, один из них учится больше, а другой меньше, с генетической точки зрения, с точки зрения врожденных талантов это люди с одинаковыми способностями, а тот факт, что один из них получает больше образования, дает ему более высокую зарплату, более высокую производительность. И таких исследований много. Есть исследования, связанные с тем, что, например, какая-то страна построила больше школ, просто провела такую программу, разворачивая школы, тем самым повысив уровень образования. И вот собственно нобелевский лауреат Эстер Дюфло, которая получила Нобелевскую премию два года назад, сделала такое исследование про Индонезию и показала, как увеличение инвестиций в школьное образование привело к росту доходов тех людей, которых эти инвестиции коснулись.  В целом Всемирный банк сделал огромное исследование всех исследований, так называемое мета-исследование, мета-анализ более тысяч научных работ, тысячи научных работ. И в этом исследовании Всемирный банк показывает, что если вы получаете дополнительный год образования, это повышает ваш доход на 9 процентных пунктов.  Соответственно, если вы учитесь четыре года, получаете бакалаврскую степень и можете возвести число 1,09 в четвертую степень, и так далее и тому подобное, в этом смысле, конечно, ни у кого нет сомнений, что образование приводит к более высокому уровню дохода. Есть еще очень важная вещь, это качество. В принципе, количество образования легко измерить, потому что вы смотрите, сколько лет вы учились, есть ли у вас высшее образование, незаконченное высшее, среднее и так далее. Но очень важно мерить и качество, и недавние исследования показывают, что качество еще важнее, чем количество. Чтобы измерить качество, исследователи Всемирного банка или Организации экономического сотрудничества и развития смотрят на сопоставимые тесты, где одни и те же люди в детском возрасте, тинейджеры, взрослые люди решают одни и те же задачи, и исследователи могут померить то, насколько люди с одним и тем же количеством лет образования имеют более производительный человеческий капитал, имеют большее количество когнитивных и не когнитивных навыков. И оказывается, что действительно образование имеет значение, причем не только количество, но и качество. Поэтому да, исследований много и исследователи уверены в том, что человеческий капитал так или иначе способствует развитию.

Также по теме
    Другие выпуски