Жилье для реноваторов: в каких домах живут боссы стройкомплекса Москвы

28/05/2017 - 00:25 (по МСК) Мария Жолобова, Лиля Яппарова

Как именно Марат Хуснуллин и его предшественник Владимир Ресин, которого также связывали с программой сноса, начали реновацию с себя? В этом разбирались Лилия Яппарова и Мария Жолобова в партнерстве с российским подразделением Transperency International.

Москвичам обещали город с ласкающей ногу плиткой и ливневками, по которым течет молоко и мед. Про двадцать лет реновации никто не предупреждал.

В эфире Дождя заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин сказал следующее: «Я официально заявляю: программа реновации ― абсолютное благо для города». Хуснуллин и сам купил квартиру в семиэтажке в тихом переулке за Пушкинским музеем, в окружении сирени и строек. Муниципальный депутат Александра Порошина вспоминает, как под такую же застройку ее район сносили и выселяли десятилетиями: «Старожилы рассказывают, как выселяли людей. Это было очень жестоко, крайне жестоко».

Из окон квартиры Хуснуллина не видно ни одной пятиэтажки, только Знаменку и Волхонку. В соседях, например, Алексей Дюмин, генерал-лейтенант, ставший тульским губернатором. Квартира чуть меньше хуснуллинской прямо сейчас продается за 293 миллиона рублей ― это в двадцать шесть раз больше, чем заммэра зарабатывает за год.

Хуснуллин, правда, напомнил Дождю, что не всегда работал в мэрии: «До перехода на государственную службу я на протяжении 14 лет управлял крупным частным бизнесом. В 1987 году я был в числе создателей одного из первых строительных кооперативов Татарстана и восемь лет лично руководил им. За время своей работы я построил несколько миллионов квадратных метров недвижимости и заработал достаточно средств».

Дом, в котором находится квартира заместителя мэра, считается реконструкцией дореволюционного особняка, но на самом деле это новостройка на месте снесенного памятника. «Якобы реконструировали. На деле эта реконструкция означала обычный снос и строительство каких-то таких зданий-макетов», ― говорит Александра.

Здесь жила старшая дочь Пушкина, бывал Марк Шагал. Квартиру художника Куприянова мэрия даже брала под госохрану. Но в 2001 году первый заместитель премьера правительства Москвы Владимир Ресин визирует документ, который, по данным внука художника Николая Куприянова, и позволил снести дом. «Они сделали что-то похожее на исторический домик, хотя, конечно, это не он», ― говорит Порошина.

Получается такой карго-культ, как если бы градостроитель Ресин поставил памятник собственной лихости, а его преемник решил бы там поселиться. При Хуснуллине в Москве сносят несносимое. Депутат Порошина даже удивилась, зачем фанату новодела ее исторический район: «Значит, их почему-то привлекает эта магия центра, старина. А других людей они почему-то выселяют из так называемых трущоб, хрущоб, называют это пятиэтажками, хрущевками».

Московский мэр на пятиэтажки пожаловался президенту. В Госдуме реновация стала законопроектом, в правительстве его пропустили. Профильный министр Михаил Мень, по данным Росреестра, живет в поселке дачного хозяйства «Архангельское». Особняки вдвое меньше, чем у главы Минстроя, здесь продаются по 250 миллионов рублей. В год оформления права собственности Мень заработал 18.

Министр объясняет: этот дом он просто сам строил на протяжении десяти лет, а базовые стройматериалы покупались по ценам 2001 года. 2001 год, когда Мень купил себе дешевого бетона и щебня, стал для этой земли решающим. По данным «Новой газеты», областные власти тогда разрешили строить дачи на исторических рощах вокруг Архангельского, и вице-губернатор Подмосковья Мень сразу купил себе участок.

Бывший глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин ― сосед Меня через железную дорогу. Тот законопроект, который пропустило правительство, разрабатывал и вносил именно легендарный столичный прораб. «Если сейчас все-таки этот закон будет принят, на этом ничто не остановится», ― уверена Александра.

Материальный мир вокруг москвичей создан Владимиром Ресиным. Большой театр, московское метро, «Москва-Сити» ― всё это реставрации, стройки и сносы, за которые он отвечал. Как он сам рассказывал в интервью «Комсомолке», идея реновации преследует его с девяностых, а «Transparency International Россия» теперь считает его ключевым лоббистом всего проекта. Хуснуллин, в свою очередь, заявляет: «Лоббистов у этой программы нет. У нас в городе все строительные силы перегружены. Сказать, что у нас кто-то сидит без работы, ищет себе работу ― нет такого!».

Москва потратит на снос пятиэтажек 3,5 триллиона рублей. Из тех компаний, которые намерены освоить эти деньги, пять уже заявили, что будут участвовать в реновации вместе и даже создали неформальный консорциум, по данным издания Republic. В одной из этих компаний ― «Главмосстрое» ― Ресин был председателем совета директоров. Собственники и учредители еще двух компаний были его подчиненными и советниками.

Глава российского отдела Transparency International Илья Шуманов рассказывает: «Все эти люди с младых ногтей, собственно, шли по пути, все свои деньги зарабатывали как раз в период руководства строительной отраслью господина Ресина».

Коттеджный поселок «Ландшафт» ― это леса, в которых спрятаны триста резиденций. Соседи Владимира Ресина, по данным Росреестра, ― тезки сына экс-главы ФСО Андрея Мурова, миллиардера Владимира Евтушенкова и экс-главы руководителя пограничников Владимира Проничева. «Этот поселок в рамках реновации снесен, скорее всего, не будет», ― иронизирует Шуманов.

Много зелени, малоэтажное строительство, дома стоят, как в парке. Такое жилье ― вопрос не денег, а точки зрения.

Владимир Ресин, как это странно бы ни прозвучало сейчас, получается, сам предпочитает жить в пятиэтажке, просто чрезвычайно роскошной, ведь такой элитный поселок, где еще есть место машинам и людям, ― по сути дела, тот же самый тихий московский квартал.

Малоэтажная застройка, зелень, вся инфраструктура, детская площадка, булочная на первом этаже, резная деревянная скульптура во дворе. И какая разница, какая вода бежит из-под крана? Здесь за забором, правда, бежит артезианская, но ведь всё равно примерно всё то же самое. Скамейка, беседка, больница, озеленение. Пусть и со шлагбаумом.

Ресину в поселке принадлежит больше гектара. Похожий участок сейчас продается за миллиард рублей. Владимир Ресин никогда не декларировал доход, который хотя бы приближался к этой сумме. Это больше, чем стоит целая пятиэтажка, проданная поквартирно.

Илья Шуманов, глава российского отдела Transparency International: Они живут в каких-то другах местах. Есть некие резервации для населения Москвы, которые могут стать разменной картой.

Дома с вечной стройкой на горизонте и люди с первобытной потребностью в хорошем виде из окна. Наверно, единственное место на земле, где может прийти в голову реновация.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски