Удмуртский мордор: как живет Камбарка и за что посадили главу республики

08/04/2017 - 23:46 (по МСК) Алексей Коростелев

После отставки главы Удмуртии Александра Соловьева, в центре внимания оказался мост рядом с Камбаркой. Алексей Коростелев пообщался с жителями этого города о удручающем качестве дорог, деятельности оппозиции во главе с “местным Навальным” и реакции на решение правительства сделать мост платным.

Инвалид-колясочник Андрей Козлов с помощью отца и тестя строит дом на единственной в Камбарке улице, где дорога действительно напоминает дорогу.

— Буквально в феврале у моей жены сестра рожала в Сарапуле. То, что существует сейчас, какая дорога, там в принципе можно родить, даже если не рожаешь.

Асфальт здесь положили год назад, но не для Андрея, а для президентского кортежа, но Путин в Удмуртию так и не приехал. А для Андрея новый асфальт ничем не лучше старого — преодолеть два метра от калитки до дороги он не может.

— Добираться одному очень сложно.

Президент должен был приехать в Камбарку на открытие моста через Каму — проект федеральный, стратегический, поэтому строился очень долго. Но истинные причины застоя выяснили неделю назад — на строительстве теперь уже бывший глава республики Александр Соловьев якобы своровал 140 миллионов рублей.

Для жителей Камбарки стройка века должна была открыть дорогу жизни к «большой Удмуртии».

— В Удмуртию чтобы нам попасть с Камбарского района, нам нужно выехать через Пермский край, — говорит Андрей.

Но надежды разрушило известие о том, что мост через Каму будет платным, уехать из города и вернуться обратно будет стоить больше шестисот рублей.

Камбарка расположена буквально на острове, от крупных городов его отделяют реки. Мосты через обе реки строились в связке — один бюджет, одни рабочие, одни условия — мост через Буй тоже платный.

— Мое обращение к Владимиру Владимировичу было отправлено, перенаправлено к нам в Удмуртию обратно.

Здесь едва ли не все местные написали хотя бы одно письмо на Старую площадь. Каждое письмо спускалось по вертикали власти в руки главе Камбарки Александру Поддубскому, а он проблемы города решает по-своему.

Александр Поддубский: «Ты все, угомонись … То они мне там фермеры жалуются, они, …, все поля перешинковали в прошлом году, …, собирают урожай, вот такой богатый урожай, меня пригласили. Смотри, потом звонят, приезжай срочно, смотри, все исколесили, ...».

Мост через Каму строился на частные деньги, благодаря нынче модному концессионному соглашению.

Основной вкладчик — банк ВТБ. Чуть больше миллиарда идет из бюджета Удмуртии, полтора миллиарда — из федерального Инвестиционного фонда. Но до рабочих деньги так и не дошли.

Александр Лебедев, рабочий, житель Камбарки: «Заплатили только за два месяца, апрель и май, за июнь и июль у меня так задолженность и висит. Договора за этот срок до сих пор не получили еще».

Пока одни рабочие добиваются платы по счетам, другие до сих пор прибывают на мост. Правда, уже за меньшие расценки.

— Давно работаешь?

— Полгода уже.

— И зарплату что, платят?

— Нет.

А несколько месяцев назад, не получая денег, предприимчивые работяги организовали бизнес — 100 рублей за проезд по недоделанному мосту.

— Лавочку прикрыли, въезд на мост перегородили сваями. Через несколько часов в них врезалась легковушка.

Но деньги не доходили не только до рабочих, даже на само строительство, из-за этого местные даже дали название мосту: «Шаткий мостик».

Сергей Тимошевич, активист, житель Камбарки: «Он у них с третьей опоры слетел, то ли его пытались выправить, то ли что, так обратно его затащили на бык и продолжили дальше устанавливать. Есть фотография, что он немножечко кривобоко, даже когда его затащили, он кривобоко стоял на опоре».

Сергей Томашевич — местный Навальный. О непростой жизни в Камбарке рассказывает его лента на «Одноклассниках», куда Сергей почти каждый день выкладывает ролики собственного производства:

«Вот такие у нас дороги. Так, ладно, короче выезжаю на улицу Юрия Курягина, дальше уже машину жалко гробить».

О краудфандинге здесь здесь не слыхали, поэтому деньги на политическую борьбу приходится зарабатывать ночным извозом.

Сергей Тимошевич, активист, житель Камбарки: «Вот эти развалины у нас — бывший скотобойный пункт в городе Камбарка был, от него осталось одно только воспоминание. У нас только на бумаге все хорошо, а на самом деле это простое очковтирательство».

Сергей с единомышленниками создали оппозиционную коалицию, заседания революционного кружка проходят в местном отделении КПРФ.

Сергей Тимошевич, активист, житель Камбарки: «ЛДПР есть, Справедливая Россия есть, пускай будет КПРФ. Кстати, я член партии Справедливая Россия».

А пока в Москве раскрывали коррупционные схемы главы Удмуртии, здесь, в каморке бывшего ткацкого завода, эти схемы давно разгадали.

Юрий Поддубский, секретарь Камбарского отделения КПРФ: «Во главе этого клана глава Удмуртии, бывший сейчас уже, Александр Васильевич Соловьев. У нас глава республики имеет недвижимость в Испании. На какие тогда денежки куплена?».

Александр Соловьев вступал в должность в ранге профессионального дорожника — чуть ли не каждый асфальтоукладчик в Удмуртии принадлежит его семье и друзьям. Но до Камбарки они, видимо, не доехали.

Теперь активисты думают, что делать с наследием опального главы Удмуртии. Летом мост должен стать платным для всех — и тогда Камбарка окажется еще дальше от остального мира, чем была до начала строительства. Не помогла и уличная активность.

Александр Новокрещенов, активист, житель Камбарки: «Если республика и федеральный бюджет вкладывали бюджетные деньги, социальную нагрузку какую-то мост должен нести. И для камбаряков стало шоком, когда Александр Васильевич Соловьев сказал, что хотелки камбаряков мы исполнять не будем, они будут ездить на общих основаниях».

Но проблема моста не только в том, что он платный. Под предлогом строительства практически все социальные службы в Камбарке оказались оптимизированы. Роддом, больница, пенсионный фонд и военкомат теперь в сорока километрах, в соседнем городе Сарапул, на другом берегу реки.

Андрей Козлов, житель Камбарки: «Глава района написал, что у нас есть МФЦ, центр по оказанию услуг. Я не знаю, туда анализы ходить сдавать, или что в МФЦ…».

15 миллиардов за мост, по которому никто не хочет ездить. Здесь в Камбарке городская церковь с начала нулевых стоит без купола и без прихода. Сюда больше не приезжает мусоровоз, и вместо подснежников весной здесь вырастают мусорные пакеты.

Всю свою четырехсотлетнюю историю Камбарка была переходящим знаменем: в разные годы она примыкала то к Перми, то к Башкирии, то к Удмуртии. Но в итоге Камбарка осталась брошенной, даже с мостом за 15 миллиардов рублей.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски