«Богородица, Путина позови!»: жители глубинки защищают свой дом от китайского цементного монстра

23/09/2017 - 23:12 (по МСК) Тимофей Рожанский

«Путин, спаси наш лес» — технология флешмобов дошла и до деревни Подкуровка в Ульяновской области, ее жители выложили своими телами послание президенту. А дело в том, что Путин был недалеко и с высоты вертолетного полета мог бы увидеть этот крик народной души. Так жители протестуют против «Аньхой Конч» — китайской компании, которая собирается строить тут цементный завод, и у нее карт-бланш — именно их китайский продукт сцементировал народное единение в олимпийском Сочи. О ситуации в Подкуровке рассказал Тимофей Рожанский.

В борьбе против строительства китайского цементного завода в их лесу все средства хороши. Жители села Подкуровка в Ульяновской области живут надеждой на чудо.

— Мы вчера молились, и на небе крест из облаков появился! Это знак — господь нас не оставит.

До неба — высоко, до Кремля далеко. Но вдруг их все таки услышат и там? Путин вот-вот приедет в областной центр.

Подкуровцы решили выложить послание к президенту своими телами на месте, где вскоре должен появиться Китайский цементный завод. Достучаться до глав села, района и даже области так и не удалось. Но губернатор так и не ответил главный вопрос жителей села.

— Будет здесь завод или не будет?! Мне не надо туда-сюда! Мне нужен конкретный ответ!

За последние месяцы подкуровцы перепробовали, кажется, все способы протеста. От писем в прокуратуру, до бессрочной голодовки. Даже ставили палатку в областной администрации. Но каждая попытка сразу же пресекалась. Обращались селяне и к инвестору — китайской компании с таким непривычным русскому уху названием — «Аньхой Конч», ее представители приезжали осматривать место будущей стройки.

Александр Локтев, житель Подкуровки: Мы узнали, что едут китайцы смотреть место под строительство. Мы собрались с местными и поехали смотреть, как они могут решать что-то без нас.

Но кроме китайцев подкуровцев ждали 2 автобуса специально привезенных местных жителей.

Александр Локтев, житель Подкуровки: Мы узнали там работников администрации, больниц, школ. Вышли из машин и сказали инвестору свое реальное отношение.

Александр и Альбина приезжают в Подкуровку из города к родителям вместе с маленькой Полиной. Уверяют—  завод убьет здешнюю природу. Вечером заходят в штаб движения против цемзавода, в котором ведется круглосуточное дежурство. Протестующие стоят на своем: завод им не нужен. И точка. Даже обещания дать жителям рабочие места никого не убеждают. С утра на дежурство заступает Вера Ивановна. Ей с китайцами давно все ясно.

Вера Ивановна: Китаец вывез у нас женьшеня на сеь миллионов! А из женьшеня и шампуни можно делать и все, что угодно!

Ее сестра Надежда — один из лидеров движения. Она обещает лично добраться до губернатора.

Надежда Родионова: Он что, с закрытыми глазами что ли ходит? Я портрет вот его даже не хочу вешать. Все равно его найду.

Она давно припасла в штабе для губернатора букет чертополоха. Надежда — верная коммунистка, всю жизнь прожила в Подкуровке, работала продавцом в местном магазине и всегда была за народ. Сторонников завода считает предателями. Представители компании даже вывозили группу подкуровцев в Китай, чтобы показать им действующий цементный завод, который по их словам, не наносит природе никакого ущерба — те остались довольны.

Елена Соколова, врач: Вот мы ездили, все хорошо. Тут водоем, тут ива плакучая. Ульяновской области нужен этот завод.

Родионова говорит, что в Китай возили бюджетников. Называет их китайцами. И все оскорбления в свой адрес записывает.

Но китайцы вряд ли откажутся от строительства. «Аньхой Конч» — второй крупнейший производитель цемента в мире, ее заводы разбросаны по всей планете. Именно на ее цементе держатся скрепы сочинской олимпиады, она же поставляла продукт для моста в Калифорнии и самого высокого здания в мире — дубайского Бурдж-Халифа. Представители компании в России говорят, что местным волноваться не о чем, в искусстве делать цемент они давно опередили европейцев и природе не навредят. От общения с Дождем их представитель Тун Нансун отказался.

Тун Нансун, представитель компании «Аньхой Конч» в России: Кто вас приглашал? Вы знаете, одни люди против завода, другие за. Я не знаю кто вы.

Ульяновская область богата месторождениями цементного сырья. В 70 километрах от Подкуровки уже есть цементный завод, который строили по передовым немецким технологиям. Михаил — бывший директор этого завода. Говорит, что производство цемента экологически чистым быть не может. И только Юрий, живущий в паре сотен метров от завода, не боится ничего.

Юрий: Да мне *****! Мне и с литра браги ***** не будет! Все уехали, а мне лучшего места не найти.

Юрий не собирается уезжать. Его огороду пыль не страшна.

Юрий: А че мне пыль? У меня своя пыль! Я мака огород засадил… Не, я сам не ширяюсь. Булочки с маком кушаю.

Поселок Цемзавод полузаброшен. В ста метрах от ворот завода ворота детского садика. Сейчас он закрыт на карантин. Все, кто смог, из села уехали. И подкуровцы, чтобы не дать превратить свое село в Цемзавод-2, решились лечь костьми, но достучаться до власти. В пятницу президент Путин приехал в Ульяновск с рабочим визитом. Власти города показали ему новый экологически чистый автобус. Об экологической угрозе в Подкуровке ему никто не сказал.

Другие выпуски