«Как ветром дунуло, так и хана им всем». Массовая гибель пчел по всей стране тянет за собой миллиардные убытки и экологическую катастрофу

20/07/2019 - 23:48 (по МСК) Тимофей Рожанский

В 20 регионах России отмечена массовая гибель пчел, об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на союз пчеловодов России. Это может показаться незначительной новостью, но пчелы — это не только ценный мед, это опылители растений, без них не собрать урожай подсолнечника, фруктов и ягод. Экономике он может стоить триллион рублей. Пчеловоды выходят на тропу войны с фермерами, которые, по их мнению, поливают пестицидами свои участки. Но еще раньше на проблему вымирания не только пчел, но и диких насекомых, обратило внимание правительство Германии — за последние 26 лет популяция летающих насекомых снизилась на 75%. Тимофей Рожанский поехал исследовать проблему вымирания  в Тульскую область.

Когда они умирают, пчелы обычно улетают в поля, но этим летом мертвыми пчелами завалены пасеки по всей России. Из полей они вернулись, но без меда. 

Пчеловод Владимир Моторин: Смотрите, они пустые. А должны быть полные в это время. Вот, пчела еле живая. Что это за пчела?   

В Тульской области пчелы гибнут миллионами. Тут ежегодно производится 800 000 тонн меда. В этом году будет намного меньше — пасеки вымирают. Земля под ногами хрустит — насекомые гниют тут слоями. Это называется подмор.

Пчеловод Владимир Моторин: Мы не говорим, что они подохли как скотина. Считается, что они как люди умирают, погибают  

На любительской пасеке Владимира и Романа было 50 пчелосемей — сейчас осталось около половины. Выжили слабые, которые летали за нектаром на соседнее поле. Сильные способны улетать на 5-7 километров от улья. Получается, зря. 

Пчеловод Владимир Моторин: Вот, он травил здесь. Это было в 10 часов, жара 30 градусов. Ветер как и сейчас дул с автострады и все дуло на поселок, было нечем дышать. Пахло чем-то непонятным.  

Пчеловоды только потом узнали, что воняло «Монархом» — это новый пестицид, которым обрабатывают рапс. Масличное растение уже называют стратегическим, из него делают масло, а также биодизель, который используется в Европе. В этом году рапсом засеяли на 40% больше площадей, чем в прошлом. 

Фермеры везут сырье на Веневский или Ефремовский маслозавод, которые и производят биотопливо на экспорт. Но сначала рапс нужно вырастить, работая для этого день и ночь. По закону о пчеловодстве, обрабатывать поля химикатами днем нельзя. Только ночью, пока пчелы спят. Но кто ж ночью работать будет? 

Также по теме
    Другие выпуски