«Его все всегда боялись»: интервью сбежавшей из России дочери ректора Горного университета, где Путин защищал диссертацию

05/07/2017 - 16:35 (по МСК) Мария Жолобова

С дочерью ректора Горного университета, где Владимир Путин защищал свою диссертацию, Ольгой Литвиненко мы встретились в Варшаве. Опасаясь за себя, она скрывает свое местожительство. Из России Ольга сбежала несколько лет назад, ее отец — ректор Горного университета Владимир Литвиненко — объявил ее похищенной и, по словам Ольги, незаконно удерживает ее ребенка. В интервью Дождю она рассказала свою историю.

Ректор Горного университета — самый богатый ректор в России. У Владимира Литвиненко 20% акций «ФосАгро», стоимость доли — почти один миллиард долларов. Он на 122 строчке в списке Forbes. До того, как он попал в список Forbes, Литвиненко дважды возглавлял предвыборный штаб Путина. А началось его восхождение еще в 1997 году, когда мало кому известный руководитель администрации президента — Владимир Путин — защитил под его руководством кандидатскую диссертацию. 

С Ольгой Литвиненко мы встретились на нейтральной территории — в ресторане в центре Варшавы. Свою дочь — Марию-Эстер — она не видела уже семь лет. Все это время Мария-Эстер живет с дедушкой, воспринимая его как отца. Вот, что она рассказала: «Случилось это в 2010 году, когда я поехала рожать своего сына в роддом. Меня положили раньше в больницу. Эстер-Марию, Марию-Эстер, не знаю, как они ее сейчас называют, я оставила у дедушки с бабушкой — и больше я ее не видела».

«Его все всегда боялись. Абсолютное самодурство! Я хочу, я могу, мне подвластно все, мне подвластно добро и зло, мне подвластна мораль», — так Ольга говорит о своем отце.

Все попытки объясниться с отцом остались без результата. «Один раз мне сказали потрясающую фразу: ты можешь раз в неделю приезжать, играть со своим ребенком. При этом это все могло состояться в присутствии охраны вокруг, представьте, какой это стресс для меня. И что я должна — поиграть и уехать потом? Оставив свою дочь?» — рассказывает Ольга.

Ольга понадеялась на суд, но напрасно. Как выяснил Дождь, Литвиненко хорошо знаком с уполномоченной по правам ребенка в Санкт-Петербурге — Светланой Агапитовой. У них совместная компания — благотворительный фонд «Азбука надежды», зарегистрированная вскоре после того, как суд отказал Ольге в праве на дочь.

До своего бегства из страны Ольга была депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга. На всех ее шестерых помощников, которые поддерживали ее в борьбе за дочь, были возбуждены уголовные дела. Ольга уверена, что это месть отца.

«Он считает, что своих наследников должен воспитывать именно он. Поэтому он построил школу, где полностью корректирует учебную программу, где замкнуто на нем. Первый день открытия этой школы —это был первый школьный год моей дочери», — рассказывает Ольга про школу во дворе жилого комплекса на Нахимова 15, который был построен Горным институтом. Это один из самых закрытых и недоступных в городе ЖК. В нем живут топ-менеджеры госкорпораций и высокопоставленные чиновники, здесь же квартира и у самого ректора. Стоимость обучения в школе — 98 тысяч в месяц.

Дмитрий Сухарев, руководитель российского Transperency International: «В этом доме есть квартиры, например, у нынешнего зампрокурора. Когда кто-то говорит о Владимире Литвиненко, он говорит: ну, у него же такие связи».

Ольга Литвиненко: «Он считает, что своих наследников должен воспитывать именно он. Поэтому он построил школу, где полностью корректирует учебную программу, где замкнуто на нем. Первый день открытия этой школы — это был первый школьный год моей дочери».

После бегства дочери Владимир Литвиненко подал заявление в Следственный комитет — его дочь якобы похищена. Адвокат Ольги Павел Ивлев считает, что сделано это для того, чтобы заблокировать любые сделки с недвижимостью: «В рамках этого дела о похищении Ольги арестовано ее имущество в Петербурге, принадлежащие ей квартиры, она не может ими распорядиться, продать их, а они ей не нужны, она не живет в Петербурге».

Адвокат Ольги Павел рассказывает: «Ольга спокойно дает интервью, активна в фейсбуке, многие люди ее видят, я ее видел. Она не прячется. А вот она похищена, нет ее. А следователь продолжает писать бумаги, что пока он лично ее не увидит, он дело не прекратит».

Дело о похищении расследуется уже 6 лет. Ее недвижимость под арестом. Все это время Ольга не видела Марию-Эстер, которая в этом году должна была закончить 2 класс.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски