Яма для инстаграма. Гонзо-репортаж Тимофея Рожанского с Хохловской площади — новой горячей точки Москвы

23/06/2019 - 16:19 (по МСК) Тимофей Рожанский

Зверства полиции,молодежь с хорошими лицами, баристы и барберы возмущаются в инстаграмах — это не про митинги, а про новую культурную точку Москвы, так называемую «Яму», Хохловскую площадь. Она расположена на Покровке, в тусовочном месте, и в программе похорошения Москвы была особо отмечена — там обнажили кусок белокаменной стены, и вокруг был сооружен амфитеатр, в котором Сергей Собянин полюбил давать интервью. Вдруг площадь зажила своей жизнью — там хипстеры стали громко петь и даже употреблять алкоголь. Но тут объявились силы посерьезнее — организация «Лев Против», штурмовые отряды, борцы за здоровый образ жизни. Тимофей Рожанский рассказал подробности.

В знаменитую «Яму» на Покровке снова пришли ЗОЖ — активисты движения «Лев против», при поддержке ОМОНа отбирать пиво у подростков и набирать просмотры в YouTube. Завтра в московском фейсбуке будут обсуждать репрессии против свободной молодежи, во «ВКонтакте» — продолжат комментировать многочисленные видео с места событий, а по «Москве 24» расскажут о зачистке алкопритона в центре столицы. Такое уже было. Последние три недели «Яма» живет от пятницы до пятницы, и ОМОН сюда вызывают не каждый день.

По вторникам Иеромонах Андроник из Сретенского монастыря приходит поговорить с паствой и заодно записать лекцию для своего канала на YouTube. Но даже на время лекции батюшки насовсем музыка не смолкает. После лекции отец Андроник останется поесть пиццы с друзьями, а вокруг соберется более привычная для «Ямы» публика. Тема для разговора сейчас одна. 

Лев нарушает закон в каждом рейде. Она выхватывает вещи у чужих людей, алкоголь он не имеет право трогать.

— Ему что-то не нравилось, он просто показывал на рандомных людей пальцем, даже тех, кто просто на него матерились, и ОМОН просто уводил в машину.
— Он доставал агрессивных людей.
— Нет, он их агрессировал наоборот.

В мирное время пространство на Хохловской площади в виде амфитеатра вокруг фрагмента белогородской стены 16 века заполняется под вечер. Молодые люди берут пиццу в ближайшем кафе, пиво в соседнем продуктовом и приходят провести время. Впрочем, можно и без пиццы.

В обычный будний день вечером «Яма» не отличается от других публичных мест Москвы. Но здесь якобы действует общественный договор. Почему-то считается, что здесь можно пить — и действительно, все пьют, но полиция не приезжает и никому ничего за это не делает. Пока на арену не спустили львов. Вместе с ними подтянулся и ОМОН, тогда же случились и первые задержания.

Хватит всю ночь хулиганить, орать, визжать, истеричные эти девицы орут, полупьяные там все. Простите, наш дом — это вообще туалет, и там они, и здесь они, весь дом… Невозможно.

Общественникам-ютьюберам местные тоже не рады. Но ОМОН приветствовали даже те, кто иногда оказывается с ним по разные стороны баррикад.

Маргарита Мониава, жительница Покровки: Я не увидела в действиях ОМОНа никакого криминала, чтобы репрессии, они напали на молодежь. Мне показалось, что по сравнению с тем, что я видела на зедержаниях на митингах в защиту Ивана Голунова, это вообще несравнимые вещи. Стало потише, мне показалось.

Рядом с «Ямой» всегда много охранников, но почему-то ни какие конфликты они никогда не вмешиваются. Охране не нужны проблемы, а жителям центра не нужны лайки и просмотры. Их интерес гораздо приземленнее: тишина и здоровый сон.

Админы инстаграма «Яма-Moscow» снимают рекламную интеграцию для ближайшего кафе. Каждый день они пополняют аккаунт новым контентом, чтобы расширять аудиторию.

Варвара Койфман, админ @yamamoscow: Мы тут не тусовались до того как стали вести инстаграм. А как сделали, пришлось тусоваться потому что нужно было делать контент и мы начали здесь каждый день сидеть. Цель — собрать вместе всех, кому здесь нравится и кто нравится нам, и набрать миллион подписчиков в инстаграме.

Пока у «Ямы» только 15 тысяч подписчиков, но с каждым приходом «Льва против» их количество заметно увеличивается. Лев пиарится на «Яме», но и «Яме» остается немного.

Ему нужно внимание. Внимание, деньги, подписчики. Мне кажется, «Лев против» любит это место. Он любит внимание, а тут в какой точке он бы не был, его все видят. Он ходит как на сцене.

Жителей «Ямы» сейчас объединяет не столько любовь к «Яме», сколько ненависть к «Лев против» и его лидеру Михаилу Лазутину. Предыдущие два рейда в «Яму» принесли ему более 2,5 миллионов просмотров. В каждом ролике была рекламная интеграция. Когда-то из госбюджета на движение «Лев против» выделялись деньги — 12 миллионов за два года. Сейчас, судя по всему, приходится зарабатывать самим.

Дмитрий Ударов, бывший участник движения «Лев против»: Это видно, потому что он на всякие шоу ходит, агрессирует на всех, вызывающе себя ведет.   

Дима Ударов бывший активист движения. Но ушел оттуда потому, что его взгляды перестали совпадать с идеологией Лазутина.

Дмитрий Ударов, бывший участник движения «Лев против»: Он сильно изменился и то что он сейчас делает — это вообще уже другой человек, ведет себя совсем по-другому. Они уже настроили против себя это место агрессивно, поэтому им не рады здесь.

Вечером в пятницу «Яме» уже полно народу. Кто-то и понятия не имеет о том, что скоро здесь произойдет. Кто-то имеет — и именно поэтому пришел, а кто-то даже к этому тщательно готовился. Аптечка от поражения перцовым газом, тематические пакеты для пива в подарок от ближайшего паба и противогазы: все готово к началу вечера. На арену выходит «Лев».

Группа активистов идет свиньей, за ней - десятки блогеров с айфонами. Ни одна бутылка «Жигулевского» не останется незамеченной. Но оказалось, что сегодня в «Яме» у них есть конкуренты.

Я пришел поговрить! Мы пришли коллективом. Лев, у меня к тебе такой вопрос: ты себя позиционируешь человеком, который борется с алкоголем и спиртным, правильно? Какого хрена в прошлый раз твою люди брызгали перцовками в глаза? Ты на этом хайпишь!

Слово за слово, и кто-то кого-то толкнул. За час-полтора нужно было выяснить кто, кого и что теперь с этим делать. Рейд пришлось прервать. Альтернативная группа охраны порядка была настойчива. Похоже, на глазах у съемочной группы зародилось новое движение.

Асхаб Магомедов, активист: Люди 40 человек подошли, это все люди пришли со мной. Мы не пришли конфликтовать. Мы пришли, потому что в прошлый раз невинные люди, которые сидели на этой площади пострадали просто так — их забрызгали перцовкой.

Но разговора не получилось. Молодых людей все время что-то отвлекало.

Асхаб Магомедов, активист: Я его просто за руку беру, он меня начинает толкать. Потом с другим человеком то же самое. Агрессия на агрессию. Ну это хайп! 21 век. Что те хайпят, что эти.

— Вы с камерами пришли?

— Конечно, с камерами!

И как только центр внимания ушел от Лазутина, он сразу появился сам. После двухчасовой разборки начался рейд во славу трезвости и тишины, и задержания не заставили долго себя ждать.

Когда автозаки уехали, блогеры уснули, а многочисленная публика стала расходиться, интерес воинствующих трезвенников тоже стал испаряться. Завтра в «Яме» проснется только бездомный Славик, «Москва 24» покажет новый сюжет с разгоном алкоголиков, а Лазутин сядет монтировать новый ролик, не забыв доснять рекламную интеграцию.

Другие выпуски