«Последний день Говнярки»: кому выгоден пожар в центральной ростовской трущобе?

26/08/2017 - 21:42 (по МСК) Тимофей Рожанский

В понедельник 21 августа горел Ростов-на-Дону — его барачная часть с хорошим народным названием Говнярка. Местные жители, выходившие на связь, открыто говорили о поджоге — хоть дома и аварийные, но земля под ними очень сладкая, а до этого к ним приходили вежливые люди не с автоматами или огнеметами, а с портфелями и предложениями продать дома по дешевке, намекая, что от предложений будет сложно отказаться. И уже тогда возникло старое забытое слово из 90-х — «черные» риелторы. Тимофей Рожанский отправился в Ростов-на-Дону, чтобы узнать, кто уничтожил более ста домов.

Ростов на Дону. Самый центр города. В адском пламени — 10 тысяч квадратных метров и 120 домов. Справиться с огнем не могли почти сутки. На место пожара успокаивать людей приезжал губернатор. Но успокоить жителей трудно. За какие-то часы они потеряли все. Спустя сутки приезжает и лично министр чрезвычайных ситуаций Владимир Пучков, обнимается с погорельцами, местные жители расстреливают его вопросами.

Евгений — сантехник, бывший сотрудник водоканала. Когда он прибежал к дому, от него уже почти ничего не осталось. Чем занимались пожарные бригады, ему неясно до сих пор.

Евгений Москвин, погорелец: Почему не тушите? Он говорит — приказа нет.

Погорельцы все как один уверяют: мол, у пожарных не было воды.

Евгений Москвин, погорелец: Приехал Пучков, этот главный с Москвы, МЧСник, я ему говорю — а где вода?

Да и напор воды в этом районе не слишком сильный. Но с экранов телевизоров по всей стране люди узнавали, что власти и службы сработали на высоте.

Местные жители: Все, приехали, здесь видимость пофотографировали, пофотографировались с этими машинами — и все.

Погорельцев временно разместили в школах. Туда же перед приездом губернатора привезли гуманитарную помощь. Еду, одежду, матрацы и даже плазменные телевизоры с мебелью — для лучшей телекартинки. После визита главы области, телевизоры погрузили и увезли, а некоторых к губернатору вообще не пустили.

По словам погорельцев, первыми на пожаре были полицейские, которые выгнали людей из домов и оцепили территорию. Пожарных пришлось ждать значительно дольше.

Сейчас территория пожара оцеплена полицией, а на ночь территорию поставили под усиленную охрану Росгвардии.

Во время пожара жители, стоя за периметром, смотрели, как на месте их домов остается земля, у которой незадолго до пожара уже нашелся покупатель.

Лидия Ивановна живет здесь с 46 года. Ее дом огонь не тронул, остановился на соседском участке. Ее отец строил ростовский драмтеатр и получил жилье в 300 метрах от него — в самом центре города. К Валентине Лившиц так же незадолго до пожара приходили странные люди с большими земельными аппетитами.

Валентина Лившиц: Говорят: мы ваши соседи. Мы выкупили это все, будем здесь строить девятиэтажный комплекс. Предложили два миллиона 400 рублей за четыре сотки земли.

Эта сумма, по словам ростовских специалистов по недвижимости, примерно в 2 раза ниже рыночной стоимости. И сейчас покупатель на нее найдется легко.

Жилой комплекс строительной компании «Вертол Девелопмент» примыкает к территории пожара. В прошлом месяце его открывал сам мэр города Виталий Кушнарев. На вопросы журналистов представители компании не отвечают. Зато ответил градоначальник.

Виталий Кушнарев, мэр Ростова-на-Дону: Абсолютно надежная, благополучная компания. «Тихий Дон» эти территории пострадавшие не рассматривал и переговоры относительно них не вел.

Официальную причину пожара назвали быстро.

Евгений Москвин, погорелец: Кинули бутылку — зажигательная смесь. Какая-то стекляшка о забор стукнулась и после этого начало все гореть.

Вот только кто именно поджег ростовскую трущобу — пока не известно. Только и разговоров, что о таинственных «черных» риелторах. По данным источников в МЧС, вероятнее всего поджигали в нескольких местах одновременно. И люди, звонившие в службу спасения, называли разные адреса. За август это — как минимум третий пожар в Говнярке, как называют этот район в городе.

Раньше тут был комбинат по обслуживанию мусоровозов и ассенизаторских машин. Вот так район советских золотарей стал золотой милей Ростова. По словам риэлтора, пожар не влияет на стоимость земли, зато может повлиять на договороспособность местных жителей

Алексей Саймон, агентство недвижимости «Женева»: Это просто способ лишить людей жилья, выжить из этой территории. От этого ценность земли не меняется, она скорее всего в торги уйдет, ее выкупят.

Виталий Кушнарев, мэр Ростова-на-Дону: Формируем ряд предложений на предоставление жилья гражданам, утратившим таковое, и передачу земли муниципалитету.

Мэр Ростова уже заявил, что на освободившейся площадке он бы хотел построить социальные объекты — например школы. Но он не исключил, что какая-то ее часть уйдет застройщикам.

Семен и Эдуард большую часть жизни прожили в этом районе. У них нет сомнений в том, на ком лежит ответственность за пожар. Их дома уцелели, до них огонь не дошел. По-видимому, они стоят на земле, которая застройщикам не нужна. Пока.

Другие выпуски