«Наш бог — наши недра»: как медные олигархи выселяют буддистов из монастыря на Урале

Знаменитый уральский буддист Михаил Санников, построивший на горе Качканар свой дацан — не буддист, а сектант. На этой неделе власти свердловской области пришли к такому выводу на основании экспертизы петербургского Музея истории религии. Строение не может рассматриваться как монастырь, так как там нет необходимого количества монахов, имеющих степень посвящения. А значит, можно сносить.Так элегантно решили вопрос с монастырем, который даже был признан туристической достопримечательностью. У медной горы, на которой построили дацан, уже есть хозяин —крупнейший холдинг «Евраз». Как буддист и бывший спецназовец идет на войну с олигархами — в репортаже Тимофея Рожанского и Юлии Бокслер. 

Когда над горой Качканар снова сгустились тучи, бывший исполнитель народных песен Владимир заговорил с Буддой. Сейчас в монастыре Шад Тчуп Линг — единственном на всем Урале, живут десять человек. Путь у каждого свой, но дорога одна. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться на самую высокую вершину среднего Урала.

Казалось бы, зачем строить дорогу, если она не ведет к храму? Но здесь множество разных дорог. Съемочная группа Дождя прошла по пути, который проложен кусочками материи на деревьях.

Монастырь построил Лама Докшит, в миру Михаил Санников. Когда-то он командовал диверсионно-резведывательной группой, уничтожавшей караваны с оружием в Афганистане. Говорит, душманов убивал десятками, но однажды он не смог выстрелить в лошадь, за что был разжалован. «Психическое и физическое истощение. Маразм. А что, не видно?», — говорит он. 

Афган Санников покинул не только с военным опытом, но с новыми убеждениями, которые привели его в бурятский дацан, где он нашел своего духовного учителя. Тот якобы завещал Санникову поехать на Урал, найти подходящую гору и построить там монастырь. Это было 23 года назад. С тех пор Санников, а теперь уже Лама Докшит, не знал других занятий, кроме духовных практик и строительства монастыря. 

Гора Качканар оказалась источником смыслов не только для буддистов. Качканарский горнообогатительный комбинат продолжает осваивать уральскую землю в поисках руды. 

Монастырь Шад Тчуп Линг, который за 23 года разросся до целого храмового комплекса, стоит в санитарной зоне нового месторождения титаномагнетитовых руд. Суд обязал Санникова монастырь снести, но он продолжает строить.   

«Проблем не существует. Если проблему можно решить, то это не проблема. Если нельзя — то зачем  вообще о ней думать?», — говорит Санников. 

Но недавно путь в храм нашли и судебные приставы. Убедившись, что монастырь на месте, они выписали Ламе очередной штраф.

«У них свой мир, у меня — свой. И если мы в каких-то моментах пересекаемся, то они будут отстаивать свои интересы, а я свои». 

Качканарский ГОК принадлежит компании «Евраз», крупнейшему производителю стали в мире. 40% акций компании —  у Романа Абрамовича. «Евраз» — главный экспортер металла в Китай. У компании есть лицензия на освоение земли Санникова. Но «Земля Санникова» Санникову не принадлежит. «Я не любитель бумаг, я их не особо ценю и уважаю. Мне главное построить, остальное меня не интересует», — говорит он. 

Попытки попасть на прием к управляющему ни к чему не привели. Общаться с Дождем в компании тоже отказались, прислав письменный ответ. 

«Всем здоровья, всем терпения! И помните, что мы с вами одна большая горно-металлургическая семья. 

И если дома перенести теоретически можно, то ступы, которых в Шад Тчуп Линге 5, разрушать никак нельзя 

Юлия, единственная женщина в монастыре, говорит, что это грех. На ней вся кухня. В то, что храм будет разрушен, она не верит и рассказывает, как похожая история в Афганистане закончилась плачевно для целой страны: «Высоченные статуи Будды были высечены в скале и их благополучно взорвали. Говорят, там поэтому война и не заканчивается».

Михаил уверен, что монастырь переживет комбинат, а он его руководителей. А если не получится, то и в этом проблемы тоже нет.

Иногда Лама все же спускается к людям. Завтра у него важная встреча в городе. А сегодня он навещает дочь, которая тоже не верит в то, что храм могут снести. Отца она видит очень редко и очень по нему скучает.«Да он немножко больной на голову», — говорит она об отце. 

Буддисты не признают богов и искать защиты им приходится у людей. Уполномоченная по правам человека Свердловской области Санникова давно знает, но решение суда, пусть и земного, она уважает.

Еще недавно уральские чиновники гордились единственным на весь регион буддистким храмом, называя его «туристической жемчужиной». Теперь из высоких кабинетов доносятся заявления о его незаконности, мол, это никем не признанные буддисты и никаких прав у них нет. Правда, официальная экспертиза, по мнению обитателей храма, вышла неубедительной. 

Война — одна из любимых тем основателя монастыря. «Война — это двигатель прогресса», — говорит он. Об Афганистане он вспоминает с ностальгией. Надеется на одно — спокойно перезимовать. А там видно будет. 

Другие выпуски