Битва за «Бейрут»: как лейтенант СК мстит питерскому кафе за неудачное посещение туалета

04/12/2016 - 01:40 (по МСК) Влад Пушкарев

Битва за «Бейрут» — маленькое кафе в центре Санкт-Петербурга — началась в тот день, когда хозяева не пустили в туалет зашедшего с улицы молодого следователя. Ну а дальше следователь начал мстить. Чем обернулось это дело, смотрите в репортаже Влада Пушкарева из Петербурга.

В петербургском Следственном комитете так тщательно готовили ответ на публикации городских журналистов и блогеров, что даже перепутали имя подозреваемой ― назвали не Елизаветой, а Еленой. Еще раз повторив про себя сухой текст пресс-релиза, старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ Сергей Капитонов продолжил: «В настоящее время в отношении Извозчиковой избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде».

Полковник прервал вопрос Дождя и отказался давать дальнейшие комментарии. Обычно так реагируют на вопросы о коррупции или больших начальниках, но ведь речь идет всего лишь о двадцатипятилетнем следователе, а здесь такие эмоции. Нас вежливо попросили покинуть помещение.

Елизавета Извозчикова: Это кафе «Бейрут», которое мы открыли после длительного ремонта на месте известнейшего ленинградского кафе «Эльф».

Кто не мечтает открыть небольшой бар в городе белых ночей и низких арендных ставок? «В Питере ― пить», ― зазывает всё еще модный Шнур. И кажется, вот он ― рай. Но тем не менее именно здесь началась эта история о невысокой девушке Лизе, ее маленьком бизнесе и маленьком человеке в должности следователя, которого в июле не пустили в маленькое кафе по его небольшому делу.

«С улицы забегает молодой человек. Ему совершенно не интересно наше меню, а интересен только наш туалет. Мой администратор говорит ему на это, что вообще-то туалет у нас для посетителей. Юноша стал размахивать руками, своим удостоверением следователя», ― вспоминает Извозчикова.

Юношей оказался лейтенант Следственного комитета Иван Сергеевич Лялицкий. Из немногочисленных фотографий ясно: Иван Сергеевич любит баскетбол и судебные коридоры. После того летнего происшествия его не было видно почти два месяца, а в сентябре он снова пришел в кафе в солидной компании МЧС, Роспотребнадзора и полиции: «К нам пришла следственная группа под руководством следователя Лялицкого Ивана Сергеевича и сообщила, что наша деятельность временно приостановлена».

Главная причина закрытия кафе ― отсутствие бактерицидной лампы и специальной мойки для сотрудников на кухне. В кафе изъяли кассу, документы и компьютер. «Там был такой список. Нет бактерицидной лампы. Мы ее действительно купили после того, как нас попросили это сделать», ― говорит Елизавета.

После того, как недостатки были устранены, казалось, всё закончилось. Но 29 ноября в семь утра к Елизавете Извозчиковой пришли домой с обыском. Елизавета вспоминает, что ей предложили отдать то, что интересует пришедших, чтобы они сами не начали переворачивать все вверх дном: «Я согласилась, спросила, что их интересует. Интересовало их все, что касается деятельности ООО „Бейрут“».

Домой к Извозчиковой пришла следователь Степанова. После того, как петербургские издания написали о проблемах «Бейрута», дело от молодого Лялицкого передали ей. На этот раз все серьезно: уголовное дело по 238 статье, подписка о невыезде, возможно лишение свободы на два года. И новость на официальном сайте Следственного комитета. Так началась война питерских баров со Следственным комитетом.

Посетительница кафе рассказывает: «Я пришла, потому что я прочла у себя во френдленте в фейсбуке пост про то, что какой-то молодой следователь кошмарит кафе».

Николай Конашенок, совладелец бара «76», уверен: «Молодой прокурор Лялицкий ничем не отличается от тех мошенников, которые реально, прикрываясь липовыми справками, постановлениями, учредительными документами общественных организаций, хотят с рестораторов, владельцев баров получить какие-то деньги».

Оказалось, что были и другие кафе с подобной историей. Тогда вопрос решался неформально. «Многие люди, с которыми мне приходилось консультироваться, предлагают неформальное решение вопроса», ― рассказывает Извозчикова.

Небывалую прыть питерского Следственного комитета описали почти все городские издания. О противостоянии маленького кафе и большого следователя написал известный историк Лев Лурье, напомнив Ивану Сергеевичу о наказании за привлечение к уголовной ответственности невиновных.

Для депутата Законодательного собрания Бориса Вишневского атака на «Бейрут» ― это личное: «Кафе „Бейрут“ расположено ровно в том помещении, которое когда-то занимало совершенно культовое кафе „Эльф“, в котором прошла немалая часть моей юности. Что называется, много часов с девушками в молодые годы было там проведено». Он уже направил депутатский запрос в Следственный комитет с просьбой объяснить причину наезда.

Историю Лизы Извозчиковой Вишневский, как и все, узнал по сарафанному радио. Слишком необычным выглядит такое рвение следователей по ничтожному поводу на фоне призывов «не кошмарить бизнес». «На мой взгляд, имеет место наезд, будем называть вещи своими именами. Так бывает или когда пытаются захватить помещение, или когда хотят получить взятку», ― считает Борис.

Оказалось, что даже схема «Лялицкий ― Степанова» хорошо отработана. Активистка Дина Гарина уже давно знакома с молодым лейтенантом. В прошлом году после митинга за отмену политических репрессий и 282-й статьи к ней пришли домой следователи. А дальше по схеме: подписка о невыезде и шесть месяцев условно.

«Он же сейчас лейтенант юстиции, да? Видимо, ему пообещали сразу повышение. Ему двадцать пять лет, а он уже лейтенант юстиции в Следственном комитете Центрального района Петербурга. Видимо, у них там родители работали или работают», ― рассуждает Гарина.

На все вопросы и запросы в Центральный следственный комитет нам ответили благородным молчанием. Ни Лялицкий, ни Степанова с Дождем разговаривать не захотели.

Пока в далекой Сирии бомбят Алеппо, петербургские силовики решили разбомбить маленький «Бейрут» на Стремянной улице. Для них теперь это дело чести. В ближайшее время будет ясно, чья корпоративная солидарность возьмет ― следователей или представителей малого бизнеса. 

На превью: группа кафе «Бейрут» ВКонтакте

Другие выпуски