«В Рио считают, что деньги на ЧМ лучше было пустить на медицину или образование». Константин Генич – о протестах, жаркой зиме и полных барах в Бразилии

16/06/2014 - 23:54 (по МСК) Михаил Козырев

Комментатор «НТВ-плюс» Константин Генич, во время чемпионата мира работающий для «Первого канала» рассказал об отношении жителей Бразилии к проведению турнира, сложных погодных условиях и раннему времени начала матчей.

Козырев: Константин, как в Бразилии вообще? Я имею в виду сейчас не на стадионах, а в городах. Какое общее ощущение от Чемпионата мира у населения этой страны?

Генич: Я уже третий город посещаю Бразилию. Первым пунктом назначения был Рио-де-Жанейро, куда мы все вмести прилетели, там побыли недельку. А затем я уже поехал путешествовать по городам, чтобы отработать матчи этого Чемпионата мира. Был в Манаусе. Сейчас я нахожусь Куябе. Надо сказать, что Бразилия очень разная. Если в Рио нищета граничит с роскошью, то в таких городах как Манаус, даже несмотря на то, что они большие, многомиллионные, более спокойная и непрезентабельная атмосфера.

Я слышал только что ваши цифры о том, что слишком много денег вбухали сюда в инфраструктуру, и многие этим недовольны, но на самом деле действительно это так. В Рио, с кем не пообщаешься, все очень разочарованы тому, что ЧМ достался именно их стране. Но при этом они улыбаются, при этом они все ходят в футболках сборной Бразилии, поддерживают команду, но они считают, что лучше было бы эти деньги пустить на медицину и образование. Бразильцы считают, что в этих сегментах стоит дорабатывать. Если инфраструктура в Рио была готова к Чемпионату мира, то в таких городах как тот же Манаус или Куяба стадионы свеже построенные, более 40 тысяч. Здесь вопрос в эксплуатации дальнейшей этих стадионов, что с ними делать дальше. Пока для городов, где эти стадионы построены, это большой вопрос. Может быть, сделают культурно-досуговые центры, может быть, сделают выставки, экспо. Пока этот вопрос еще открытый. На эту тему здесь достаточно много разговоров.

Козырев: В Манаусе, во всяком случае, то, что мы видели по телевизору, очень красиво стадион смотрится с высоты птичьего полета.

Максимов: Так как Константин был в Манаусе, нельзя не спросить про погодные условия. Там играли Англия и Италия, все говорили о том, что бегать там невозможно 90 минут. Это действительно так было? Насколько тяжело сейчас физически из-за погоды, из-за жары и влажности?

Генич: Если +30 в Рио еще нормально дышалось, то потом, передислоцировавшись в Манаус, пугали погодой, пугали тропиками, пугали этим климатом, и все эти опасения подтвердились. На самом деле днем выходить на улицу, особенно нам, людям из северного региона, привыкшим к другому воздуху, к другому дыханию, к другим ощущениям, очень тяжело. Представьте, что вы заходите в сауну. Сколько вы высидите в сауне? От силы 5-10 минут, а тут люди гуляют и этим воздухом, этой погодой живут. Честно говоря, я с трудом себе представляю, что там происходит летом, если сейчас здесь зима, и на градуснике далеко за 30, и дышать невозможно. Футболистам было действительно очень тяжело, поэтому все матчи в Манаусе вынесены на вечернее время. Они начинаются по Москве в 2 часа ночи. По местному это получается 18 часов, когда хотя бы темнеет и дышать становиться чуть-чуть легче.

Белоголовцев: Мы тут мучаемся из-за того, что не спим по ночам, особенно когда третий матч изнуряющий, но при этом в Бразилии большое количество игр начинается совсем днем. Как на это футболисты и местные жители реагируют? Они не обижаются на то, что из-за того, что европейцам удобно смотреть футбол в прайм-тайм, их гоняют на стадион по самому солнцепеку?

Генич: Я не вижу здесь большой проблемы, матчи разнесены на три временных отрезка – 13 часов, 16 и 19 по местному времени. Конечно же, по большому счету, матчи, которые играются в 13 дня по-местному, не вызывают огромного интереса, если это только не такая сумасшедшая вывеска, как мы только что видели матч Германия-Португалия. Когда играли Мексика и Камерун, ажиотажа практически никакого не было, в барах были свободные места, и воспринимался футбол достаточно спокойно. Но они более приучены к этому времени.

Я не могу сказать, что для них это серьезная проблема – в 13 часов посмотреть футбол или в 16, я уж не говорю про 19. В 19 все бары забиты, все смотрят футбол, на разных экранах – либо это плазменная панель, либо такой черно-белый телевизор, помните, такие маленькие винтажные, ретро телевизоры. В любом месте, если даже пройтись мимо, не заходя, можно увидеть, что собираются люди, кучкуются и смотрят футбол. Необязательно, чтобы это была сборная Бразилии, а просто футбол.

Мне кажется, они высказывают свое недовольство, что Чемпионат мира проходит здесь, в какой-то степени они не совсем всегда объективны. Потому что футболом здесь пропитано абсолютно все, куда ни зайдешь, куда свой взор ни бросишь, везде обязательно есть футболка бразильской сборной. Это может быть аптека, это может быть магазин мобильных телефонов, это может быть женская одежда, но все обязательно через патриотизм, обязательно через желто-зеленые цвета и футболки сборной Бразилии.

Максимов: А эти протесты высказываются активно или нам просто здесь так кажется через информационный шум? Потому что кадры порой приходят ужасающие, когда чуть ли не с оружием разгоняют полицейские толпы людей, которые по улицам ходят. Действительно ли это так, или они на время ЧМ решили не выходить с плакатами, не перекрывать движение?

Генич: Что касается Манауса и Куябы, где я был, здесь все тихо, нет никаких митингов, протестов. В Рио это было. Но поймите, здесь осенью выборы президента, и сейчас в этом водовороте событий, футбольных событий, очень выгодно оппозиционной стороне проводить какие-то шествия и какие-то мероприятия. Санкционированы они или нет, но они проходят, потому что на это обращают внимание.

Я думаю, что если бы это не был год Чемпионата мира, и если бы это не было здесь, в Бразилии, я имею в виду Чемпионат мира, то все равно эти манифестации и шествия были бы, но реакция и такой диссонанс, который существует, он бы, наверное, не имел той реакции, того, что хотят получить люди, которые приходят на эти митинги. Это сейчас достаточно активно здесь продвигается, я не имею в виду Куябу, где я сейчас, а именно в Рио. Там не обходится без митингов и шествий, но мне кажется, что это продуманный, изначально спланированный ход тех людей, которые этой темой пропитаны. 

Фото: ASSOCIATED PRESS

Другие выпуски