Загадка марта 2017 года, последняя цель Путина и истинная причина его развода

Станислав Белковский срывает оставшиеся покровы в своем моноспектакле «Откровения русского провокатора»
06/10/2016 - 14:56 (по МСК) Станислав Белковский

В четверг, 6 октября, в Центральном доме художника в Москве прошел моноспектакль Станислава Белковского «Откровения русского провокатора». Специально для зрителей Дождя Белковский подготовил короткую версию спектакля.

Дорогие друзья, сегодня вы, конечно, ожидали программу «Паноптикум» мою с Александром Невзоровым, но ее сегодня не будет. Ее сегодня не будет не только потому, что Александр Глебович Невзоров поехал в очередной раз читать лекции по физиологии мозга в Италию (потому что только итальянский мозг может воспринимать его лекции на эту тему, но не русский), но и потому, что я играю сегодня в Центральном доме художника свой моноспектакль «Откровения русского провокатора», и очень сокращенную версию этого спектакля вы увидите сегодня в эфире телеканала Дождь. Сокращенную, но не ухудшенную, потому что чем короче мне удается поговорить с вами, тем, как правило, выходит лучше.

Профессиональным провокатором меня называли лет 15 назад. Что это такое, я никогда не понимал. Как, на мой взгляд, не может быть профессионального провокатора, так, на мой взгляд, не может быть профессионального влюбленного, профессионального гения. Провокатор — это склад ума. Если ты возбуждаешь в твоем собеседнике желание о чем-то помыслить, что-то сказать, что-то возразить, как-то переосмыслить себя, свою жизнь, свои принципы, свои подходы, как-то отречься от того, о чем ты думал еще вчера, что еще вчера было для тебя абсолютной догмой, то ты уже провокатор. И в этом смысле да, я, конечно, провокатор, как и многие мои знакомые и незнакомые, огромное число людей в человечестве, которое двигает это человечество вперед.

Провокатор — это склад ума. Если ты возбуждаешь в твоем собеседнике желание о чем-то помыслить, что-то сказать, что-то возразить, как-то переосмыслить себя, свою жизнь, свои принципы, свои подходы, как-то отречься от того, о чем ты думал еще вчера, что еще вчера было для тебя абсолютной догмой, то ты уже провокатор

Один очень талантливый журналист, который сегодня работает на Дожде, много лет назад был единомышленником кремлевских организаций, причем молодежных организаций, самых плохих и циничных. Я очень рад, что он давно отрекся от них. Тогда, годы назад, он сказал, что против власти в России могут быть только фрики и лузеры, и, пожалуй, когда я это прочитал, я проникся невероятной болезненной любовью к этому журналисту, потому что я понял точное описание меня.

Ведь я и есть фрик и лузер в чистом виде. Фрик — это человек, который находится в неком маргинальном пространстве, не признаваемом элитами, но чрезвычайно интересном им. Лузер — это человек, который в состоянии проиграть и при этом остаться человеком, а не покончить с собой. Это не так просто. Ведь человек привык идти от победы к победе. И это движение от победы к победе часто порождает в человеке стремление убедить себя и окружающих в том, что поражение есть победа. Да, действительно, я фрик, и лузер, и провокатор одновременно в одном флаконе. Это некая единая сущность, да простите мне пошлость и невольное кощунство этого сравнения. Но именно фрики и лузеры двигали историю вперед. И, конечно, главным фриком и лузером человеческой истории был Иисус Христос. Он был совершенно маргинален: вместо того чтобы стать фарисеем, он избрал совершенно альтернативный духовный путь вербовки сторонников.

Он завербовал всего 12, хотя, как свидетельствуют исторические хроники того времени, он действительно мог привлечь на свою сторону огромное количество народу в Иерусалиме и в Иудее в целом и стать царем, низвергнув даже римское владычество при определенных обстоятельствах. Но он отверг эту перспективу. В итоге закончил первую жизнь на кресте, оказавшись абсолютным лузером вследствие своего статуса фрика. Когда он сказал Понтию Пилату: «Я истинная жизнь», Пилат ему ответил: «Что есть истина?» И это была апелляция к совершенно непонятному статусу Иисуса Христа.

Наполеон Бонапарт — символ победителя в учебнике истории любой страны, но так ли это на самом деле? Умер в 53 года, всеми брошенный и уже тогда всеми забытый на острове Святой Елены в тысячах миль от собственного берега, вдали от всей славы и почестей, которые сопровождали его в предыдущие этапы жизни, и тогда он считался человеком, который потерпел полное поражение навсегда, который в 35 лет был императором и короновался в Соборе Парижской Богоматери, а уже через десять лет потерпел невыносимое и непреодолимое поражение в войне, когда союзники зашли в Париж и лишили его каких бы то ни было перспектив.

Фрики и лузеры — это те, кто движет историю вперед, поэтому не нужно мыслить сиюминутными категориями успеха. Ими мыслят те люди, которые заслуживают успеха сиюминутного. Мыслить нужно чуть более широкими категориями.

При этом меня никогда не покидало ощущение маленького человека. Я никогда не претендовал ни на что больше, кроме того, что я есть. И, может быть, поэтому в путинской России я не подвергся никаким репрессиям. Потому что эта каменная стена путинской России, эта постоянная машина репрессий, воплощенная в этой каменной стене, понимала, что со мной не нужно иметь дело, потому что от меня не исходит никакой опасности, я просто человек, который произносит какие-то тезисы, какие-то слова, какие-то мысли. А разве тезисы, слова и мысли в этой системе власти, в этом обществе имеют значение? Нет. В этой системе власти, в этом обществе имеют значение только деньги, технологии и сила. Все то, чего у меня нет.

Но, впрочем, речь не обо мне. Речь о том, что будет с Россией в ближайшее время, и, как гласит зороастрийский гороскоп, истинный смысл которого мне неясен точно так же, как и большинству его исследователей, не говоря уже о тех, кто его исследованием не занимался, — в марте 2017 года должен наступить новый большой цикл политической истории России. Что это, мы не знаем. Гороскоп на эту тему не распространяется, а наших аналитических способностей, чтобы развить идеи гороскопа в некую полноценную полноформатную доктрину, не хватает. 

Тем не менее, что мы видим сегодня. Мы видим, что президент Владимир Путин, с одной стороны, очень хочет мира с Западом и принуждает Запад к любви достижением некой системы договоренностей, которая бы абсолютно гарантировала России стабильное место в мире. В неком римском формате, в формате Ялтинско-Потсдамского мира, где каждой стране отведена зона фиксированного влияния, как это было с 1945 по 1989 год. Ялтинско-Потсдамский мир рухнул вместе с Берлинской стеной в ноябре 1989 года. Тогда стало окончательно ясно, что фиксированных зон влияния тех или иных государств нет и быть не может, что миром будут править идеи и технологии, а не войска. Иосиф Сталин в свое время передал Папе Римскому Пию XII через Уинстона Черчилля (тогда премьер-министра Великобритании) свой сакраментальный вопрос — сколько дивизий у Папы Римского, имея в виду, насколько велика мощь Римской католической церкви. На что Папа Римский Пий XII через того же Уинстона Черчилля ответил Иосифу Сталину — передайте, пожалуйста, брату моему Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах. Я думаю, так и получилось.

Владимир Путин, как и все мы, человек. Он разрывается между своим нечеловеческим статусом вождя, одно слово которого дороже для его собственного народа, чем десять тысяч тонн бриллиантов, вождя, который приводит в движение не только народные массы, но и войска, порабощающие соседние народы и территории, — и простым физическим лицом, которое страдает от собственного одиночества

Мы перешли в эру Водолея, которая началась в 2003 году, где вовсе не грубая физическая сила будет иметь решающее и определяющее значение. Решающее и определяющее значение будет иметь интеллектуальная, моральная и духовная мощь тех или иных субъектов, независимо от того, являются ли они государствами, общественными организациями, корпорациями или частными лицами. Любое частное лицо в эту эпоху может встать вровень с государством и бросать ему вызов, что еще вчера, тем более позавчера, казалось абсолютно невозможным, но наш лидер Владимир Путин хочет вернуться назад. Он хочет вернуться в уютную оболочку, в эту вату и войлок Ялтинско–Потсдамского мира, где ядерное оружие обеспечивает твою безопасность и твои представления о безопасности.

Но при этом Владимир Путин, как и все мы, человек. Он разрывается между своим нечеловеческим статусом вождя, одно слово которого дороже для его собственного народа, чем десять тысяч тонн бриллиантов, вождя, который приводит в движение не только народные массы, но и войска, порабощающие соседние народы и территории, — и простым физическим лицом, которое страдает от собственного одиночества, которое не может легализовать свою собственную семью, которая сегодня у него есть. Ведь он развелся со своей женой Людмилой Александровной, с которой уже не жил последние 15 лет — не потому что хотел развестись, а потому что на этом настояла его супруга Людмила Александровна, которая хотела легализовать свои отношения с новым бойфрендом, а так бы вся эта формальная ширма, эта занавеска для его истинной личной жизни сохранилась бы и по сей день, и навсегда.

И вот Путин стоит между противоречием — между собой как человеком и собой когда-то маленьким человеком, вынутым сначала Анатолием Собчаком из трясины дрезденского дома культуры, подконтрольного КГБ, но где Владимир Путин вовсе не был большим человеком, а потом — Борисом Ельциным из питерской трясины после поражения Анатолия Собчака на выборах 1996 года, — и собой вождем, который был создан сначала искусственно, а потом совершенно органически влился и вжился в эту роль. И сегодня для него не существует задачи управления его собственным народом. Он давно ее решил.

Первый для него кризис была катастрофа атомной подводной лодки «Курск» в сентябре 2000 года — тогда впервые говорили о том, что режим Путина накренился и новоявленный президент может потерпеть крушение. Нет, этого не случилось. Потом был кризис с заложниками в театральном доме на Дубровке, так называемый «Норд-Ост», и тогда многие говорили, что Путину пришел конец, и тогда Путину конец не пришел. Потом был Беслан, 1 сентября 2004 года, и тогда Путин сохранился политически, он пережил все террористические и экономические кризисы. Он абсолютно уверен в собственной правоте. Он уверен, что Господь его хранит. Хотя представление о Господе у него во многом языческое, и это доказывает то направление, в которое он направил Русскую православную церковь. Направления и утверждения совершенно языческих лозунгов под христианскими знаменами.

Сегодня у него осталась последняя цель — побудить к сотрудничеству, а лучше к любви, Запад, а Запад — это, прежде всего, США, и Владимир Путин постоянно повышает ставки в этой игре, считая, что демократический Запад, который столь зависим от воли своего бессмысленного и беспощадного избирателя, пойдет ему на уступки. Потому что Барак Обама и его преемник Хиллари Клинтон не могут допустить большой войны в преддверии выборов, и они спасуют перед Владимиром Путиным, таким, казалось бы, неярким и лишенным многих ресурсов, которые есть у них — этих самых демократических лидеров, — но не лишенным только двух ресурсов: во-первых, ядерного оружия, унаследованного Российской Федерацией от Советского Союза, и его собственного эпилептоидного упрямства, которое невозможно преодолеть. Он может идти на уступки, но только по своей собственной инициативе, и ни по какой-то другой, ни по чьей другой, именно поэтому сегодня Владимир Путин разыгрывает карту плутония, возобновления ядерного оружия, чтобы подвигнуть мир на границу и грань ядерной войны в обмен на заведомо невыполнимые требования, которые он выдвигает. Это ликвидация всех санкций, даже компенсаций экономического ущерба Российской Федерации от всех этих санкций и контрсанкций, то есть запрета на импорт продовольствия, введенный им же в 2015 году.

Сознательно Путин — фигура компромисса. Он всегда искал и ищет мира. Формально он ищет его и сегодня, и даже в Сирии, где именно эскалация его действий, атаки на гуманитарный конвой ООН, безжалостный разгром Алеппо — все это то, что приводит к нарастанию конфронтации с Западом

Ясно же — требование выполнено быть не может, но это же демонстрация того, насколько Путин крутой пацан, и как он на самом деле может принудить эту слабую, хлипкую, расползающуюся на глазах чахлую демократию к повиновению себе — авторитарному лидеру, который на самом деле знает и понимает, что такое власть и с чем ее едят, и какие риски сопряжены с этой властью, если ты не демократический лидер, а авторитарный правитель, который всю ответственность берет на себя и держит на себе.

Это, безусловно, невроз. Как учат нас классики психоанализа, невроз всегда возникает, когда бессознательное приходит в противоречие с сознательным. Сознательно Путин — фигура компромисса. Он всегда искал и ищет мира. Формально он ищет его и сегодня, и даже в Сирии, где именно эскалация его действий, атаки на гуманитарный конвой ООН, безжалостный разгром Алеппо — все это то, что приводит к нарастанию конфронтации с Западом. И это для него поиск мира. Это все та же операция по принуждению к любви. Но фактически на уровне психологии бессознательного (а если не анализировать Путина с этих позиций, то его никогда невозможно понять, кто бы что ни говорил, в какие тоги и ризы не рядились официальные политологи и эксперты по прочим существующим или не существующим дисциплинам) Путин хочет разрушения и смерти. Владимир Владимирович всегда приобретал от разрушения тех систем, которым верой и правдой служил, и служил на самом деле, на сознательном уровне, совершенно искренне, по правде. В конце 80-х годов XX века Путин был директором советского дома культуры в Дрездене, Германской Демократической Республике, как мы уже говорили, при этом он не был разведчиком. Он работал в совершенно другом главке Комитета государственной безопасности, что тоже было для него определенной психологической травмой. Германская Демократическая Республика рухнула, она влилась в Федеративную Республику Германии, и в 1990 году Владимир Путин вынужден был покинуть свой пост в Дрездене, причем покинуть неоднозначно хорошо, не только в силу крушения ГДР.

И вот в 90-м году Путин оказывается в Петербурге никем, человеком, который зарабатывает частным извозом. Через два года он первый заместитель мэра Петербурга Анатолия Собчака и фактический хозяин Северной столицы России. Через крушение своей империи он сделал первый мощный старт в своей уже личной карьере.

В 1996 году терпит крушение уже его патрон и покровитель Анатолий Собчак. Владимир Путин изгнан из мэрии Санкт-Петербурга как проигравший, потому что именно он возглавлял предвыборный штаб Собчака и нес первостатейную ответственность за поражение своего босса. Через четыре года Владимир Путин — президент Российской Федерации.

Итак, будучи номинально апостолом стабильности, адептом сохранения тех систем, которым он служит, верным и преданным человеком с профессионально наточенным и заточенным собачьим взглядом, Путин всегда выигрывал от катастрофы системы, которой он служил. И сейчас наступает третий этап. Путин сознательно ведет дело к катастрофе. И поэтому учение министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Российской Федерации с использованием всех бомбоубежищ Москвы не выглядит совершенно абсурдным на этом фоне. Так же, как абсурдом уже не выглядит снос ларьков у станций метро, который инициировал несколько месяцев назад мэр столицы Сергей Собянин. Ведь сам Собянин или кто-то из его приближенных сказал не так давно, что снос ларьков нужен был для одного — чтобы расчистить пути к бомбоубежищам, и сегодня мы расчищаем пути к бомбоубежищам, и дай нам Бог, чтобы эти пути нам никогда не понадобились.

Другие выпуски