Западные СМИ увидели «разлом в высших эшелонах российской власти» из-за Улюкаева

16/11/2016 - 17:40 (по МСК) Яна Литвинова

В среду многие британские газеты сообщают об аресте теперь уже бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева. Пресса отмечает, что он стал самым высокопоставленным чиновником, арестованным в современной России. 

Главное событие вторника в России — задержание министра экономического развития Алексея Улюкаева, фигурирует во многих британских газетах в формате новостных заметок.

15 ноября Улюкаев был заключен под домашний арест — следствие подозревает его в попытке получения взятки в размере 2 млн долларов за положительную оценку, позволившую государственной компании «Роснефть» приобрести государственный пакет акций «Башнефти». Сам Улюкаев обвинения отрицает.

Все британские газеты отмечают, что теперь уже бывший глава МЭР стал самым высокопоставленным чиновником, арестованным в современной России.

«Администрации Путина не привыкать к внутренней борьбе между советниками, чье карьерное прошлое варьируется от бывших разведчиков до экономистов», — пишет Financial Times, отмечая, что один из самых влиятельных среди них — это глава «Роснефти» Игорь Сечин, долгое время работавший личным помощником Путина.

Издание цитирует бывшего заместителя министра энергетики и ярого оппонента Путина Владимира Милова, который считает задержание Улюкаева местью за препятствование покупки «Башнефти» «Роснефтью».

В самой госкомпании, подчеркивает газета, отказались комментировать задержание министра и заявили, что покупка акций проводилась в соответствии с законодательством.

О внутренней борьбе российского руководства пишет и Guardian: «Его задержание шокировало московскую политическую элиту, и многие наблюдатели считают это частью обычно скрытой борьбы между кремлевскими группами, которая теперь может вылиться наружу».

Как отмечает издание, Путин давно говорил о борьбе с коррупцией как о своем главном приоритете, однако, по словам наблюдателей и критиков, расследования и аресты в отношении высокопоставленных чиновников объясняются «внутренней борьбой за контроль среди разных кланов», а коррупция остается повсеместной в высших эшелонах власти.

Газета Times приводит комментарий спикера Госдумы Вячеслава Володина о том, что все равны перед законом, однако добавляет, что последние два десятилетия в России доказали обратное.

По словам издания, скорее всего, за задержанием министра стоят некие скрытые мотивы. Times приводит версию бывшего лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского о том, что соперники Улюкаева могли быть недовольны недавним докладом министерства экономического развития, в котором говорилось, что российская экономика будет находиться в стагнации на протяжении 20 лет.

Американский аналитический сайт Daily Beast опубликовал статью своего московского корреспондента Анны Немцовой, которая, ссылаясь на мнения московских экспертов, тоже пишет, что арест Улюкаева — это результат борьбы между силовиками, и, так сказать, либералами в правительстве, причем силовики явно побеждают.

Русская служба Би-би-си спросила некоторых Западных экспертов о том, что они думают по этому поводу. Алекс Найс, аналитик Economist Intelligence Unit считает, что каким бы ни был результат этого дела, пересмотр итогов приватизации «Башнефти» маловероятен.

Но больше всего, по его мнению, дело Улюкаева схоже с делом Сергея Сторчака, который на момент ареста в 2007 году был заместителем главы Минфина. Предъявленное тогда Сторчаку обвинение в покушении на мошенничество многие рассматривали, как попытку представителей силовых структур оказать давление на его начальника Алексея Кудрина, возглавлявшего тогда министерство финансов.

Эндрю Фоксол, руководитель Центра исследований России при аналитическом центре «Общество имени Генри Джексона», считает, что задержание Алексея Улюкаева можно расценить как проявление линии разлома в высших эшелонах российской власти.

 «Он не только самый высокопоставленный из российских чиновников, задержанных со времен распада СССР, — говорит Фоскол, — но и один из немногих остававшихся у власти сторонников либеральной модели экономики».

«Очевидно столкновение между теми, кто считает, что государство должно играть более значительную роль в регулировании российской экономики, и теми, кто думает иначе. В условиях сокращения экономики российской элите приходится умерить свой аппетит и довольствоваться меньшим, чем в последние годы», говорит Фоскол.

Что касается западных инвесторов, то по этому поводу может быть два мнения. Директор института России при университете Кингз Колледж в Лондоне Сэм Грин сказал нам, что в России сейчас уже остались только такие храбрые инвесторы, которых ничем не пробьешь. А его коллега Гульназ Шарафутдинова считает, что таких храбрецов станет еще меньше, поскольку никто не может быть уверен, то те люди, с которыми они договаривались вчера, будут в своих креслах сегодня.

Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Другие выпуски