Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Почему афроамериканцы ополчились на «Оскар»?
Денис Катаев разбирается в расовом скандале вокруг кинопремии
Читать
17:21
0 6406

Почему афроамериканцы ополчились на «Оскар»?

— Искусственный отбор
Денис Катаев разбирается в расовом скандале вокруг кинопремии

За несколько недель до церемонии вручения премии «Оскар» разгорелся скандал: чернокожие кинематографисты не вошли в список номинантов и обвиняют американскую киноакадемию в расизме и дискриминации. Денис Катаев решил разобраться в этом черно-белом вопросе.

«Сразу после объявления номинантов премии в Интернете стал набирать популярность хэштег #OscarSoWhite — афроамериканцы обратили внимание, что второй год подряд в списке нет ни одного афроамериканского актера. И посчитали, что это неслучайно, потому сразу же обвинили жюри «Оскара» в предвзятости и расовой дискриминации.

Как вы понимаете, серьезное заявление для Америки, где со времен Мартина Лютера Кинга за этим следят с особым трепетом. Президент у нас, может, и чернокожий, но проблема-то остается, какой-то надрыв сохраняется. Вспомним недавние беспорядки в Балтиморе, например. Та же риторика, те же оскорбленные белыми чернокожие граждане. А Оскар-то — белый. Об этом кричали в первую очередь заинтересованные лица.

Одной из первых, кто затеял бойкот премии, стала супруга Уилла Смита, актриса и певица Джада Пинкетт Смит. В Facebook она гордо заявила, что проигнорирует церемонию и призвала так сделать каждого. Уилл Смит, конечно, тоже с ней заодно. После к ней присоединились многие. Актеры Марк Раффало и Дастин Хоффман, звезда фильма «Форсаж» Тайриз Гибсон, актриса Виола Дэвиз и рэппер 50 Cent.

Кроме того, музыкант Куинси Джонс, который заявлен одним из ведущих, кстати, чернокожий, заявил, что хочет высказаться на церемонии о необходимости большего разнообразия. Даже Джордж Клуни поддержал: выразил свое огорчение в связи с тем, что академия движется в неправильном направлении и заявил то, что обычно и говорят все, кто считает, что у чернокожих в США до сих пор недостаточно прав: мол все дело в неравенстве возможностей, мол, меньшинство просто не может пробраться в Голлувуд. Что, конечно, смешно, если честно, ведь если я сейчас начну вспоминать количество актеров, которые снимает фильмы высокого качества и добиваются мирового признания, всей программы не хватит. И если взять и отмотать лет десять назад, то количество афроамериканцев, которые поднимались на сцену за «Оскаром» было существенным. Но я еще на этом подробнее остановлюсь. А пока развитие скандала. Киноакадемия испугалась и сразу же отреагировала на обвинения. Заметьте, все происходит без каких-либо расследований, разбирательств, доказательств. Вопрос-то спорный. Но нет, обвинили — отвечай. Вот их президент Шерил Бун Айзекс сразу кинулась оправдываться, сказала, что это сложный и важный разговор, объявила пятилетку координальных реформ. Перемены грядут, в основном, в составе киноакадемиков, там сейчас и правда больше всего пожилых белых мужчин. Теперь их разбавят различными меньшинствами — не только по типу кожи будут выбирать, но, например, и по сексуальной ориентации. Организация рассчитывает, что уже к 2020 году среди ее членов будет вдвое больше женщин и представителей различных меньшинств. Новые правила уже зафиксированы документально. Пожизненных академиков станет меньше, будут переизбираться раз в десять лет. Вот так под давлением и напором — и сразу перемены. Такая прямая демократия получается. Странно при этом, что о кинематографических заслугах опять в этих разговорах о diversity все и позабыли. Позабыли, что все это вообще-то про кино. Но нет, принцип политкорретности снова важнее всего и затмевает любое событие. Но так с грязной водой можно же и ребенка выплеснуть. И вот только актриса Шарлотта Рэмплинг, белая, но при этом заслуженная, попыталась, что-то сказать на эту тему, так и ее тут же заклевали. 

Шарлотта Рэмлпинг представлена в номинации «лучшая актриса» за этот фильм — «45» лет, где она отлично сыграла стареющую супругу накануне юбилея свадьбы вместе с Томом Кортни. Их достойную игру отметили еще на Берлинском кинофестивале. Она стала лучшей актрисой. Так вот на днях в эфире радио Europe 1 она заявила, что не поддерживает бойкот, который затеяли чернокожие артисты. По ее мнению, как раз все наоборот. Вся эта кампания ей кажется расизмом, но уже по отношению к белым. «Мы никогда точно не узнаем, но, возможно, чернокожие актеры не заслужили того, чтобы войти в окончательный список» — вот ее дословная цитата. Конечно, она сразу за такую смелость получила: на нее обрушились с критикой в соцсетях. После чего она вынуждена была опубликовать открытое письмо, где тоже оправдывалась, как киноакадемия: «Вы меня не так поняли, я просто хотела сказать, что в идеальном мире у каждой актерской работы должны быть равные возможности для оценки. В нашей работе расовое многообразие — важная тема, о которой нужно говорить». Ну и между делом одобрила перемены, которые затеяли академики. 

Фильмы и актеры, которые могли бы попасть, но не попали в шорт-лист киноакадемиков

 

«Чирак», реж. Спайк Ли

Лицо этого чернокожего протеста — режиссер и продюсер Спайк Ли, выпустивший фильм в декабре прошлого года «Чирак». Он сразу же после объявления номинантов возмутился в своем Инстаграмме. Он написал, эмоциональную речь о том, как это возможно, что второй год подряд все двадцать человек в актерских номинациях белые? Мы что — не умеем играть?! И далее — нецензурные выражения. Кроме того, он потребовал ввести квоты для актеров из расовых меньшинств при выдвижении номинантов на «Оскара». Ну и гордо заявил, что на «белую, как лилия» церемонию, он ни ногой теперь. 

Это кино о бандах Чикаго. Слово Chiraq, производное от Chicago и Iraq, стало в последние годы популярным слэнговым названием Чикаго. Где теперь просто опасно ходить по улице, там действуют чернокожие банды, из-за этого в городе высокий уровень преступности, а положение в городе сравнивают с военным, как в Ираке. Сюжет картины основан на древнегреческой комедии «Лисистрата»: главная героиня картины убеждает женщин отказаться от секса, до тех пор пока их мужчины не откажутся от оружия. Это и правда достойное кино, которое не кричит о равенсте и равных возможностях, а показывает ситуацию как есть, честно и максимально подробно. В картине играют известные чернокожие актеры — Сэмюэл Л. Джексон, а также рэперы Канье Уэст и Коммон.

«Голос улиц», реж. Ф. Гэри Грей
Среди тех, кто мог бы еще претендовать на «Оскар», картина — «Голос улиц». Это кино про музыканта, история группы N.W.A. из города Комптона, которые в середине 80-х произвели революцию в хип-хоп культуре. Такая новая «8 миля». Многие из протестующих не понимают, почему проигнорировали этот фильм. Здесь «Оскар» прочили актеру Джейсону Митчелу и режиссеру Ф. Гэри Грею, но достались номинации только двум белым сценаристам. 

«Крид: Наследие Рокки», реж. Райан Куглер

Многие кинокритики и эксперты признаются, это одна из лучших американских картин про чернокожих последнего времени. Молодого талантливого режиссера Райана Куглера, который до этого уже прогремел с чернокожим манифестом «Станция Фрутвейл», надо было включать в претенденты на статуэтку. Но опять же не случилось. Отличный актер Майкл Б. Джордан абсолютно уверен, что его обошли из-за цвета кожи. Но ведь премии — это всегда случай.

«Безродные звери», реж Кэри Фукунаги

Еще один фильм, обойденный вниманием критиками. Это блистательная игра актера фильма «Безродные звери» Кэри Фукунаги — Идриса Эльбы. Место действие — западная Африка: гражданская, война, насилие, кровь. Через все эти ужасы предстоит пробраться главному герою — подростку, который попадает к местным повстанцам и тоже втягивается в конфликт. Такая драма: жизнь на грани смерти, джунгли, третий мир. Отличное кино и актерская игра. 

P.S.
Хотелось бы напомнить всем, кто возмущен. Да, в прошлом году в номинантах не было чернокожих режиссеров, актеров и сценаристов. Зато награды вручали Опра Уинфри, Люпита Нионго, Зои Салдана, Эдди Мерфи и Чиветел Эджиофор. Последний играл главную роль в фильме «12 лет рабства» темнокожего режиссера Стива Маккуина, которая в 2013 году стала лучшим фильмом и получила статуэтки за лучший сценарий-экранизацию и лучшую актрису второго плана. Впервые в США фильм, снятый чернокожим режиссером, получил высшую награду национальной киноакадемии. И все радовались, а сейчас позабыли. Как, видимо, и позабыли, что судить надо за талант, а не по цвету кожи. 

Нужно разбираться, почему те фильмы не включили, а не в бойкот сразу кидаться, понимая что в Америке на этом можно хорошо выехать. Дискуссия важна. Но он должна быть про кино и по делу. Давайте играть по-честному.

фото: кадр из фильма «Крид: Наследие Рокки», реж. Райан Куглер

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века