Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Семь лучших фильмов 2015 года
Денис Катаев подводит культурные итоги года
Читать
14:13
0 111870

Семь лучших фильмов 2015 года

— Искусственный отбор
Денис Катаев подводит культурные итоги года

Денис Катаев отбирает все лучшее из мира искусство, что запомнилось в уходящем году, и что должно остаться в истории. В первой части «итогов» — главные фильмы 2015 года — российские и зарубежные, художественные и документальные.

«Милый Ханс, дорогой Петр», реж. Александр Миндадзе

Главный российский фильм года, самое точное и симптоматичное кино года про ощущение надвигающейся катастрофы, которое буквально висит в воздухе. Очень актуально.

Александр Миндадзе снимал про людей, которые становятся двигателями той самой самой мясорубки истории. Вот и в Хансе исходные данные таковы: на заводе в Советском союзе в мае 41-го за несколько дней до войны привыкли друг другу русские и немцы, которые вместе, дружно и строем приближали катастрофу как могли. Все в фильме проникнуто состоянием тревоги и описывается простым выражением — «что-то пошло не так».

Действие фильма происходит в советско-нацистком совместном предприятии по производству оптического стекла, высокоточных линз Отто, которые потом будут использоваться как оружие в Великой Отечественной. Главные герои — группа немцев, которые все это варят на советском заводе, а Ханс — один из этих инжереров.

Миндадзе снял концептуальное, но при этом пронзительное кино про людей, которые становятся жертвами войны. Все они — и немцы, и русские — одни и те же люди, жертвы двух тоталитарных систем. Но скоро коллеги станут врагами, и Ханс уже с изобретенными линзами приедет убивать Петра. Или не убивать, а покаяться. Решать зрителю.

«Милый Ханс» — это очень дорогая оптика Миндадзе, сквозь которую мы можем приглядеться друг другу, посмотреть на людей на пороге катастрофы и попытались узнать в них себя. Посмотрев это кино, невольно задумаешься, а что же происходит вокруг нас? А не такие же мы — Хансы и Петры? И что впереди? 

«Лобстер», реж. Йоргас Лантимос

А это главный иностранный фильм года — «Лобстер» Йоргаса Лантимоса, крутого греческого режиссера, который получил приз жюри в Каннах. Лобстер — гениальная антиутопия в духе Владимира Сорокина.

В недалеком будущем одиноких людей помещают в отель, где с ними начинают играть в Дом-2 на выживание. Если за 45 дней они ни с кем не объявят себя парой, то их превращают в животное, любое на выбор, главный герой хочет стать лобстером. А по соседству в лесу проживают партизаны, которые не хотят подчиняться этим правилам, а навязывают свои. Такая вам оппозиция. Там, наоборот, любить нельзя, иначе — крышка. В общем, везде — плохо, но любовь не победить ни фальшью, ни запретами.

Концептуальное, как всегда немного извращенное кино получилось у Лантимоса, но зато современное. Лантимос довольно иронично, с долей юмора, но с серьезным лицом снова рассказывает страшную притчу про наш мир, в котором нет ничего настоящего, где отсутствуют эмоции, чувства и переживания. Про мир, который может уже скоро оказаться реальностью, то есть на грани гуманитарной катастрофы. Противостоять такому могут только настоящие любовники, которые неизбежно в этом мире превращаются в криминальных. Или смелые одиночки-индивидуалисты, у которых тоже отбирают право быть такими. Но игра стоит свеч, ведь это борьба за выживание человечества.

Каким бы холодным и идеологическим не был этот «Лобстер» внешне, на самом деле, это один из самых романтичных и эмоциональных фильмов последнего времени про любовь и борьбу за нее. Можно назвать это манифестом и той искренностью, которой новой никак не назовешь, а вот необходимой — да, точно. 

«Виктория», реж. Себастьян Шиппер

Самый необычный немецкий фильм последних лет благодаря безупречной операторской работе (ее и наградили призом на Берлинале). История одной ночи, снятая одним кадром. Очень красивое и брутальное кино. 

Криминальная драма с бандитами, ограблением, погоней и перестрелками превращается из банальной в филигранную благодаря единому плану на два часа, без склеек и монтажа. Испанка Виктория танцует в клубе, знакомится с «настоящими берлинцами», идет гулять с ними, пить и куролесить. Эмоции подавляют чувство самосохранения, но за безумные часы придется дорого заплатить. На экране все происходит в реальном времени, так что зритель может почувствовать себя соучастником. На одном дыхании. Очень крутой фильм. Правда.

«Эми», реж. Азиф Кападиа

Теперь кино документальное. Сначала еще один каннский хит — уникальный портрет Эми Уайнхаус, которого еще не было.

Это, действительно, самое личное кино об этой неординарной певице. По крайней мере, только после этого вы узнаете ее настоящую. Пока не посмотрите картину, не узнаете, какой она была на самом деле. Близкие, друзья, коллеги певицы рассказывают о ее успехе и увядании. Но не как обычно — на камеру, скучно и долго. Они за кадром. Главное достоинство — это два часа любительских съемок самой Эми, опять же ее друзей и родственников до славы, во время и после. Дорогого стоит увидеть как еще подросток Эми поет Happy Bithday. 

Кино это без купюр: показывают все: и наркотики, и алкоголь, и булимию — все, что довело до трагедии. А еще благодаря вот этому эксклюзивному видео с мобильников, планшетов и ручных камер, уникальным фото из интернета, в глаза бросается равнодушное окружение певицы — особенно отец или продюсеры, которые, зарабатывали на ней деньги. Вот, к примеру, эпизод: вместо клиники насильно сажали невменяемую Эми в самолет и вывозили на концерт. Плачет в фильме только одна подруга из сотни опрошенных людей. Эми здесь жертва всех, как принцесса Диана — и семьи, и любви, и общества, и славы, и папарацци. Это не биография, это фильм об угасании. Очень страшный, но важный.

«Волчья стая», реж. Кристал Мозель

Еще один документальный хит года. Волчья стая. Про современных киномаугли. Арт-кино про кино.

В одной квартире на Манхэттене родители проводят со своими детьми уникальный эксперимент. В ней отшельниками живут братья Ангуло. Они отрезаны от внешнего мира. А всю информацию воспринимают через кино. Они по Броскому не совершают ошибку. А потом пытаются все, что постигли, воспроизвести сами, преобразовать полученные образы по-своему — устраивают свои киноперформансы. В общем, арт-эксперимент, длиною в жизнь. Арт-группа «Волчья стая». Вряд ли вы останетесь равнодушными после их выходок. Тарантино отдыхает.

Все это еще напоминает последний фильм нашего эксперементатора Алексея Федорченко «Ангелы революции», в котором вот подобные авангардисты в 30-х годах прошлого века устраивают перформансы, киносеансы и спектакли для коренных народов тайги, хантов и ненцев, которые отказываются принимать власть советов. Отличие лишь в том, что искусство «Волчьей стаи» — для внутреннего потребления, для самих братьев. Но, с другой стороны, после этого фильма — уже и для всех. 

«Событие», реж. Сергей Лозница

Главный российский документальный фильм. Про время, которое мы потеряли, про лица, которых больше почему-то нет. Вот в августе 91-го они вышли в Питере и потребовали перемен. Вроде бы плохо одетые, голодные, потрепанные, но скованные одной целью. Их глаза горели, их лица сияли. И вроде бы они победили. Или нет? По крайней мере, таких людей больше нет.

«Дневник девочки-подростка», реж. Мариэль Хеллер

Лучший дебют — «Дневник девочки-подростка». Хотите новую «Лолиту» или Нимфоманку Триера в light? Вот оно. 

Здесь уже ретро-романтика. Сан-Франциско, 70-е. Нашей героине — 15 лет. И она познает себя. Все началось с секса с бойфрендом мамы, а потом уже мужчин меняет как перчатки. Вот так через половое созревание и взрослеет, так познает мир. Все свои похождения она старательно записывает на диктофон, а мы это видим на экране. В общем, получилось красивое и очень интересное кино на тему подростков. Такая еще Германика, но элегантно. Практически учебник по половому воспитанию. Его в школах как пособие показывать.

Дебют этот уже признан — получил приз за лучшую операторскую работу на фестивале независимого американского «Сандэнс», откуда родом большинство участников «Амфеста», и гран-при молодого жюри в Берилине. Раскованное кино, без ханжества и каких-то лживых правил приличия. При этом, конечно, про семейные ценности. И в меру традиционные. Секс-то был всегда и везде.

Изображение: кадр из фильма «Лобстер»

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века