Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Пять причин, почему «Война и мир» от Би-би-си — отличная экранизация
Читать
08:56
0 23710

Пять причин, почему «Война и мир» от Би-би-си — отличная экранизация

— Искусственный отбор

Самым обсуждаемым сериалом начала года стала «Война и мир» от «Би-би-си»: одни критикуют экранизацию за многочисленные ляпы, другие восхищаются. Денис Катаев посмотрел сериал и у него есть пять причин, почему новую «Войну и мир» надо смотреть всем

Первая причина — свобода интерпретации

BBC не оглядывается на великий роман, на Толстого, на наши духовные скрепы, просто снимает крутой мини-сериал. Как это могло быть по любому великому европейскому или американскому произведению, например, по «Опасным связям» или по Томасу Манну. Просто здесь Толстой, начало XIX века, великая Россия, прямо как Франция или там Италия, ничем не отличается. Без предвзятости, без русского мира, хохломы и матрешек. Без кичевого угара «Сибирского цирюльника». Хотя свиньи во дворе у Наташи Ростовой, с которыми разговаривает Пьер Безухов (что многих раздражает), конечно присутствуют. И кутежи Анатоля Курагина — все это здесь на полную катушку. И щука с рюмкой водки на столе. Куда без этого? Но из песни слов не выкинешь. Однако в данном случае все без шока, трепета, без русских сенсаций, а по любви. Именно хорошо, что снимали иностранцы, ведь у них другой взгляд на Толстого, не замыленый школьной зубрежкой, сочинениями про образ семьи в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» и эпопей Бондарчука. Вот такой их Толстой. В этом и уникальность этого личного взгляда на знаменитый роман. Не стоит сразу искать неточности: мы и сами уже ничего не знаем про то, как было на самом деле тогда, в начале XIX столетия.

Вторая причина — гордость за страну

Смотришь сериал и возникает гордость за страну, за ту великую Россию, которую, к сожалению, мы потеряли. Красивые люди в мундирах и платьях как с полотен Серова, их балы, их семейные ценности, их art de vivre, их желание и умение жить, несмотря на войны — все это и правда достойно восхищения. Вот это и есть визуализация идеи, что Россия — это Европа. Россия — европейская держава, важнейший игрок на мировой арене, с которым считаются. И что же в этом плохого? Мы так к этому вроде бы стремимся сегодня. А здесь вот, пожалуйста, Россия в составе международной коалиции сражается с коварным Наполеоном, который пытается всех поработить. Красивый молодой император Александр, мудрый Кутузов, смелый, статный благородный его адъютант князь Андрей Болконский.

Третья причина — очень красивая экранизация

Эффектная и модная картинка сражений — это первое, что бросается в глаза. А небо над Аустерлицом, это и правда — тишина и успокоение. А еще это очарование высшим светом, проезд одним планом по салону Анны Павловны Шерер с разговорами о чудовище Наполеоне — это очень профессионально. Безупречно выполнены знаменитые второстепенные сцены из романа. Например, кутеж Курагина, когда они скрестили квартального с медведем. Ну, конечно, просто красивые люди в кадре: новые свежие лица европейского кино. 

Четвертая причина — актерский состав

Кастинг — на высоте, тонко подмеченные образы. Более всего восхищает Пол Дано, такого Пьера Безухова мы еще не видели. И да простит меня Сергей Бондарчук. Именно такой же он и должен быть. Один из любимых героев Толстого становится любимчиком и в сериале. «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» — такой в книге. Молодому и привлекательному актеру, который известен по ролям удалых тинейджеров, удалось сыграть полную свою противоположность. Вот это вершина актерского мастерства и безусловный прорыв. Дано прекрасно отыгрывает первое прикосновение к Элен, вызов на дуэль Долохова, разговоры с Болконским, а также тот самый робкий, наблюдательный и естественный взгляд. Это все какое-то постоянное внутреннее развитие. Метаморфозы этого миротворца-мечтателя показаны очень скрупулезно и детально. И прекрасный князь Андрей в исполнении статного Джейса Нортона — это прямо открытие. Да и Наташа, хоть и говорят, что не похожа, но такая же эфемерная, воздушная и несуразная. Так привлекательно русских на экране, похоже, это не представляли. 

Пятая причина — актуальность

Этот фильм вышел очень вовремя. На злобу дня. И снова международные коалиции воюют с мировым злом. Только вместо Наполеона — запрещенный в России ИГИЛ. Вместо Безуховых — пятая колонна. Вместо Александра Первого — сами знаете кто. А высший свет, интриги и скандалы — не поменялось. Но главное остались войны, бессмысленные и беспощадные. Кровопролитие продолжается. Надо посмотреть этот антивоенный манифест. 

Изображение: кадр из сериала «Война и мир» 

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века