«Переборщили? Ну, возможно». Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков — о том, почему Visa и Mastercard никуда не ушли

22/05/2014 - 23:46 (по МСК) Анна Монгайт, Тихон Дзядко

Одумались или испугались? В Госдуму сегодня внесли   поправки  в  закон  о Национальной  системе  платежных  карт, которые позволят смягчить требования к  международным платежным система Visa и Mastercard и фактически позволить им спокойно работать и дальше.  

Принятый закон о нциональной платежной системе  обязывает мастеркард и визу вносить на счета центробанка обеспечительный взнос, сумма котоого делает работу платежных систем в России невыгодной   по их словам. Как заявил сегодня председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов, этого возможно стоило ожидать, потому что законопроект принимался в ненужной спешке.

 Уже завтра пройдет встреча главы  Минфина России Антона Силуанова с   представителями  компаний  Visa  и  MasterCard , где переговорный процесс продолжится. Грядущие поправки Анна Монгайт и Тихон Дзядко обсудили заместителем председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием  Аксаковым.

Дзядко: Скажите, что же произошло? Произошло осознание того, что в нынешнем виде закон о национальной платежной системе нереализуем или что-то другое? Почему в очередной раз принимается сперва закон, а после этого начинаются доработки?

Аксаков: Закон был реакцией на сложившуюся ситуацию, когда невинные граждане, владельцы карт пострадали. Они никакое влияние на политические решения не имеют и в том же время оказались под санкциями США. Естественно, депутаты должны были отреагировать и попытаться защитить интересы граждан. В результате появилась идея создать обеспечительный фонд, который формируется за счет взносов Visa и MasterCard, для того, чтобы в случае каких-то причин, например, решение Госдепа, можно было бы обеспечить бесперебойную оплату товаров и услуг в рамках российского правового пространства.

Переборщили? Возможно. Нужно садиться и считать, насколько аргументы  Visa и MasterCard обоснованы, когда они заявляют, что их обеспечительный взнос будет превышать прибыль, доходы. По крайней мере, когда обсуждался этот законопроект, поправки к нему, в комитете Госдумы по финансовому рынку присутствовали представители этих уважаемых международных платежных систем. И они ничего не высказали, никаких возражений не было. После этого были представлены какие-то аргументы, надо эти аргументы посмотреть.

Монгайт: Но уже никогда Visa и MasterCard не будут работать на тех условиях, на которых они работали раньше?

Аксаков: Никому в голову не приходило, в том числе и мне, не знаю, к сожалению или к радости, что под влиянием политических решений может быть приостановлена обработка транзакций граждан, которые не имеют никакого отношения к политическим действиям. Естественно, должна была быть какая-то реакция. Необходимо было сформировать определенные правила, когда не могут осуществляться действия, направленные против тех лиц, которые никакого отношения  политическим решениям не имеют.

Дзядко: Не получается ли здесь палка о двух концах, что ставя в итоге Visa и MasterCard в те условия, Visa и MasterCard после этого уходят, предположим гипотетически. И наши граждане, которых вы хотите защитить, оказываются, что называется, с носом.

Аксаков: Надо несколько моментов выделить. Первое – к сожалению, мы оказались более либеральными, может быть, чем другие страны, которые осуществляли реализацию действий различных платежных систем, не защищая внутренний рынок и интересы клиентов, в том числе инструментами государственной политики. В этом плане Китай действовал более жестко, он с самого навала обусловил действия других систем определенными правилами. Это раз.

Второе – да, поскольку мы перегнули палку с либерализацией, нам надо восстановить определенную правовую конструкцию, которая позволила бы в любых условиях защитить интересы российских граждан. Но при этом мы должны обеспечить интересы систем, которые работают в России, которые позволяли им чувствовать себя вполне комфортно, зарабатывать деньги, иметь доход. Я думаю, что надо найти компромисс, надо вступить в переговорный процесс. Он идет, и в этом переговорном процессе, я уверен, можно найти взаимоприемлемое решение.

Я вам подчеркну еще раз, я же с ними встречаюсь часто, мы обсуждаем сложившуюся ситуацию. Они были поражены теми решениями, которые касались прекращения обработки транзакций карт. Они тоже считают действия некоторых политиков, мягко скажу, непонятными, поскольку эти действия приводят к обратной реакции, к обратному отношению к этим решениям. Получается, что санкции бьют не по тем лицам, а совсем по другим.

Монгайт: А вы пользуетесь карточками  Visa и MasterCard?

Аксаков: Я пользуюсь.

Монгайт: И вы, как клиент этих платежных систем, тоже наверняка заинтересованы в том, чтобы они остались на рынке.

Аксаков: Я абсолютно заинтересован в том, чтобы в России работали и Visa, и MasterCard. Более того, заинтересован, чтобы тут работали JCB японская и китайская UnionPay, и российская «Про100», и «Золотая корона». Чем больше платежных систем конкурирует внутри России, тем более качественные услуги будут получать наши граждане, тем тарифы будут меньше. В этом плане конкуренция – это преимущество.

Естественно, Visa и MasterCard как самые масштабные компании, охватывающие во всем мире самую большую численность людей, конечно, должна работать в России. Это на благо нашей страны. Мы должны способствовать, чтобы они работали, но при этом они не должны действовать так, чтобы страдали их клиенты в России.