Городские
легенды
Проект про обычных людей, с которыми мы живём в одном городе.
В третьей серии — молодые московские учителя: зачем им всё это.
Первая работа пяти выпускников «Большой перемены».
«Дождь» выделил молодёжной редакции бюджет в 150 тысяч рублей на месяц. Если их проект окупится, то ребята продолжат свою работу на канале.

Поддержать

55593
Герои
Наши герои не похожи на типичных «марьиван» в шалях, с которыми многие сталкивались в школе.
Им нет и 30, они амбициозны и энергичны, ведут инстаграмы, принимают зачеты по скайпу, играют в рок-группах и занимаются наукой. Так почему они все еще в школе?
«Мы с учениками подписаны друг на друга в инстаграме»
Константин Владимирович Левушкин
27 лет, учитель истории и обществознания, лицей при НИУ ВШЭ
Во время учебы на истфаке МГУ вдохновился методом преподавателя, который умел «высокую теорию сбросить до земли» и пошел работать в школу, чтобы научиться так же. После первых двух лет работы «выгорел», ушел управляющим в «Циферблат» и спустя год вернулся: потянуло назад.
Наталья Алексеевна Гарист
22 года, учитель французского языка, школа №4 г. Видное Московской области, участница проекта «Учитель для России»
Закончила МГЛУ. Прошла несколько ступеней отбора, чтобы попасть в стипендиальную программу «Учитель для России». Говорит, что работать учителем языка хотела со школы: на это её вдохновила её школьная учительница. Хочет, чтобы её уроки теперь вдохновляли её учеников на выбор жизненного пути.
«Дети открывают мне язык по-новому»
«Воспитываю в детях патриотизм через географию»
Николай Вячеславович Золотов
27 лет, учитель географии первой категории, кадетская школа-интернат №7, Московский казачий кадетский корпус
Работает в корпусе с 2010 года. Любит ходить в походы. С тех пор, как работает в школе, берёт с собой своих учеников. С кадетами ходил по горам Крыма и Кавказа. Организовал музыкальный ансамбль из воспитанников корпуса.
Любовь Михайловна Аркашина
26 лет, учитель русского языка и литературы в школе №734
Плетет дреды и играет в театре теней. Из одной из школ ее уволили, когда узнали, что школьницы ходят к ней за жизненными советами. Отказывалась менять прическу ради получения работы и каждый раз искала новую школу.
«Я не могу строить из себя того, кем я не являюсь: любая сложная ситуация сразу выдает человека»
«Четвероклассник описался от моей шутки»
Антон Олегович Зубарев
28 лет, учитель математики и информатики СОШ города Люберцы.
Вырос «среди школьных тетрадей» и часто оставался на работе у бабушки-учительницы. Понимает приколы школьников, играет в рок-группе и говорит, что ощущения на сцене и на уроке перед классом — очень похожи. Поэтому не бросает школу, хотя знает сколько сейчас можно зарабатывать в IT.
Анастасия Николаевна Свирина
25 лет, учитель географии, средняя школа №2086
Закончила МПГУ, но никогда не думала, что будет работать в школе. Говорит, что в географию её привела тяга к путешествиям. Ходит с учениками в походы и экспедиции. Считает своей главной задачей через географию сделать так, чтобы дети полюбили Родину.
«Ученик попросил доказать, что Россия — не худшая страна в мире»
«Не говорю ученикам о своей гражданской позиции. Это лишнее»
Александр Алексеевич Сурков
27 лет, учитель истории и обществознания, Пушкинский лицей №1500
Закончил РУДН по специальности «Философия» в 2012 году, в 2010 начал работать в школе. Сейчас работает в Московском институте открытого образования, но школу решил не бросать — ежедневно проводит 2 урока, а потом едет на основную работу. Говорит, что хочет работать в образовании и при этом заниматься наукой.
Иван Дмитриевич Сорокин
29 лет, учитель химии и теории познания в гимназии № 45 им. Мильграма
Помимо работы в школе, которую сам закончил, преподает на химфаке МГУ, пишет статьи для «Афиши» и Look at me о современной культуре и науке: от музыки до вселенной Marvel, регулярно выступает с лекциями. Уроки ведет на английском и только для старшеклассников. Говорит, что школа дает ему энергию и «живой фидбэк».
«Если бы школа занималась вопросами информационной гигиены, в нашем обществе было бы меньше диванных войн»
ШКОЛА УЖЕ НЕ ТА. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА 10 ЛЕТ
За последнее десятилетие изменились не только учителя, изменилась и сама школа: уже в «началке» школьники на уроках работают за ноутбуками, о прогулах и опозданиях учеников родителям сообщают по смс, а традиционная отмазка «ничего не задали» уже не работает: все задания можно посмотреть в электронном дневнике. Мы попросили шестиклассника провести для учительницы на пенсии экскурсию в мир безналичного расчета в столовых и уроков робототехники. Как преподаватель воспримет новую школьную реальность и что сами ученики думают обо всех нововведениях — в нашем репортаже.
БЫЛО и СТАЛО
Человек, который закончил школу десять лет назад, никогда не сдавал экзамены по скайпу и не звал родителей на онлайн-собрание. Теперь во многих школах интерактивные доски заменили меловые, а бумажные шпаргалки — смартфоны и планшеты. Сравнить, как было и, как стало теперь в школах, поможет наш путеводитель.
УЧИТЕЛЬ — ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ?
Есть версия, что в педагогический ВУЗ идут либо, потому, что больше некуда, либо, чтобы в армию не забрали. В педах сейчас жалуются на проблему так называемого двойного отбора: сначала после школы выпускники с низкими баллами ЕГЭ идут в педагогические, а после из них только 5-10% идут работать в школы. И то часть — потому что других вариантов не было.

Однако социальный престиж профессии учителя за последние годы незначительно повысился. Но на том образе педагога, который сформирован в обществе, это практически не сказалось.

Согласно результатам опросов, учитель ассоциируется у россиян чаще всего с двумя образами. Один — это образ матери, друга, наставницы, другой — синего чулка, серой мыши, бедной, старой, занятой непрестижным трудом, загруженной кипой тетрадок и проблем. Это подтверждают и сами учителя, отмечая, что ситуация начинает меняться.

Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок стал школьным учителем?
2008
2014

Да 17%
Да 16%
Нет 64%
Нет 65%

Источник: ВЦИОМ, 12 ноября 2014

Константин Лёвушкин
Учитель истории и обществознания в лицее НИУ ВШЭ
На словах и в документах — модернизация, а на деле она только в тех школах, где и без реформ все было современно
По моим ощущениям престиж профессии несколько отстает от реальных изменений. Многие воспринимают учителей несоциализированными и потерянными, существующими где-то в своей школьной вселенной. Хотя сейчас в школе и вокруг нее появилось много разных движений, в том числе и модных. Образовательные конференции проходят на Красном октябре, выпускники лучших вузов идут в учителя, как показывает практика «Учителя для России». С другой стороны, за этим бумом пока не последовало, как мне кажется, качественного сдвига и балом правят совсем другие люди. То есть на словах и в документах — модернизация, а на деле она только в тех школах, где и без реформ все было современно

Чтобы новые учителя могли отвечать вызовам времени, начинает меняться подход к их подготовке в педагогических ВУЗах. Так, например, в МПГУ в сентябре для первокурсников проходит курс «Погружение в новую педагогику». В течение месяца у студентов нет пар в привычном смысле: они ходят на экскурсии, учатся играть на музыкальных инструментах, снимать видео, готовить еду. По словам кураторов, главная цель программы — заново научить учиться, дать студентам возможность вспомнить какой это азарт — обучиться чему-то.

Юрий Романов
заместитель директора института истории и политики МПГУ

Основной принцип изменений в педвузах — будущие педагоги должны с самого начала учиться так, как они будут потом учить, пробовать „на своей шкуре“ все те методы и приемы, которые они будут применять с учениками, чтобы они не повторяли неудачные приемы своих школьных учителей. Но нужно понимать, что работа молодого учителя очень зависит от той среды, которая сложилась в школе, куда он пришел работать. И если в новом коллективе не будет обстановки, чтобы преподавать „как учили в вузе“, то очень быстро все его „новомодные штучки“ забудутся под давлением коллег

Конкурс в педвузы Москвы вырос сразу после того, как выросли зарплаты учителей

Помимо школы как таковой сейчас появляется и развивается ряд образовательных проектов, в том числе, в области дополнительного образования, появляется все больше СМИ, которые пишут об образовании. Например, Мел — навигатор в мире образования для родителей школьников, edutainme о будущем образования, учёба.ру – платформа для поиска образовательных возможностей и планирования карьеры, просветительский проект об образовании Newtonew и другие. Все это, так или иначе, формирует представление о том, что учиться — это здорово и вместе с тем, меняет отношение к тем, кто учит

Одной из причин того, что отношение к учительству меняется, стал экономический фактор: конкурс в педагогические вузы Москвы вырос сразу после того, как выросла оплата труда московского учителя. По словам самих учителей, оплата с того времени скорее сократилась, особенно если учитывать уровень расходов, но представление о том, что учитель в Москве теперь получает достаточно для жизни, похоже, сохраняется.

Сколько зарабатывают учителя?

Невысокая зарплата — это по-прежнему одна из основных причин, останавливающих выпускников ВУЗов по дороге к работе в школе. По данным Росстата, средние зарплаты учителей в разных регионах могут отличаться в разы. Самые низкие зарплаты в Алтайском крае — в среднем — 19 625 рублей в месяц. Больше всего учитель может заработать в Ямало-Ненецком Автономном Округе: средняя цифра заработка учителя там — 91 566 рублей. Не на что жаловаться и московским учителям: многие из них получают почти как менеджеры среднего звена и при увеличенной нагрузке могут зарабатывать больше ста тысяч рублей. Ниже официальные данные Росстата по стране за январь-июль 2015 года.

19 625 Алтайский край
19 824 Республика Дагестан
20 809 Кабардино-Балкария
35 745 Средняя по стране
43 186 Санкт-Петербург
63 162 Москва
77 652 Магаданская область
77 820 Чукотский АО
91 566 Ямало-Ненецкий АО
Статистика vs. Реальность

Формула, по которой рассчитывается ежемесячный заработок учителя, очень сложна. Она учитывает опыт, учительскую категорию, количество уроков в неделю и учеников в классах, существуют небольшие надбавки за классное руководство и содержание кабинета. При этом средние цифры по стране вовсе не отражают потенциальный заработок молодого педагога, только что окончившего ВУЗ. Мы обзвонили коллег-журналистов и попросили узнать, сколько в их регионе получает молодой учитель по приходу в школу — при ставке 18 часов. Сравните со «средними» цифрами. Выборка случайная, но, видимо, отражает тенденцию.

КАК В РОССИИ МОТИВИРУЮТ РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ?

Создать по всей стране одинаково привлекательные условия для того, чтобы в образование приходили молодые специалисты, у государства пока не получается. Но привлечь в профессию молодёжь в Министерстве Образования все же пытаются, создавая программы поддержи. Механизм не всегда прост: чтобы получить дополнительную поддержку, молодой специалист должен самостоятельно подавать специальные заявки на участие. Вариантов поддержки несколько:

ШКОЛА ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ ИНСТАГРАМА

Мир пронзают современные технологии, и в школе теперь много учителей, которые завели аккаунты в социальных сетях раньше, чем стали учителями. Инстаграм — способ заглянуть в окна школ, в которых работают молодые учителя. Мы собрали фотографии, которые молодые учителя выкладывают в сеть — чтобы посмотреть на школу их глазами.

Кто мы такие

Привет! Нас пятеро, и мы — выпускники проекта «Большая перемена» на «Дожде». Наверное, вы помните, что канал выделил нам бюджет — 150 тысяч рублей на месяц и предложил сделать свой проект: придумать то, чего ещё не было на «Дожде». Если наш проект окупится, мы сможем продолжить свою деятельность на телеканале. Мы надеемся на вашу поддержку.

Тимофей Рожанский

Тимофей Рожанский

Алексей Александров

Алексей Александров

Михаил Старовойтов

Михаил Старовойтов

Дарья Агурьянова

Дарья Агурьянова

Соня Гройсман

Соня Гройсман


Оформи подписку и поддержи проект

Комментарии доступны только покупателям статьи и подписчикам. Стать подписчиком.