Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Дневники Берлинале: как и зачем золотая молодежь угнала Ту-134 в 1983 году
Денис Катаев о премьере российской картины «Заложники»
Читать
13:28
0 10615

Дневники Берлинале: как и зачем золотая молодежь угнала Ту-134 в 1983 году

— Искусственный отбор
Денис Катаев о премьере российской картины «Заложники»

Криминальные любовники и распад СССР, бесконечная свобода и угон самолета — зрители внеконкурсной программы Берлинале не могут оторвать глаз от российского фильма «Заложники». Почему каждый герой этой картины — жертва, как запрещенные The Beatles стали символом свободы и к чему приводит максимализм детей, которых ограничивают, рассказывает режиссер Резо Гигиенеишвили.

Вот они – молодые и красивые герои как будто из фильмов Пазолини, европейские, яркие, раскрепощенные и талантливые лица на фоне серой страны. Художники, актеры, студенты — вроде бы все у них было впереди. Но они были советской молодежью из Грузии, хотя бы даже из благополучных номенклатурных семей. А потому они уже автоматически становились заложниками той тоталитарной и уравнительной системы, которая украла их молодость, их свободу и их будущее.

Все герои этого фильма – жертвы. Они хотели бы жить на Манхэттене, они курили Camel и слушали пластинки Beatles. Но в реальности все это могло было бы только подпольно и под замком. Вместо иллюзорных Рима, Парижа и Нью-Йорка, для которых они были созданы, — лишь путешествие в Батуми и Ленинград. А значит это была уже не свобода. Казалось бы, и Бог с ней, ведь та ценность отсутствовала в стране Советов. Эта ценность и в сегодняшнем мире все чаще под угрозой. Но вот этого-то им и не хватало с их энергией, с их art de vivre. А потому на выходе — бунт мечтателей, который оказывается еще бессмысленнее и беспощаднее, чем тот самый русский.

И кровь, и слезы, и любовь во время попытки побега из Союза и угона самолета. Резо Гигиенишвили, говоривший до этого про любовь в легкой обезжиринной форме комедий, решил высказаться об этом же серьезно и глубоко, на основе исторических фактов о национальной трагедии 1983 года, потому подготовка заняла много лет. И, действительно, помимо эмоциональной истории здесь есть все, в том числе и криминальная драма, и экшн как будто из фильма «Экипаж», с очень талантливой и безупречной картинкой оператора Влада Опельянца.

Но здесь важен не метод, а именно интонация. В итоге, «Заложники» — романтичаный, нежный и отчаянный фильм про загубленную красоту и украденную жизнь. Ведь их ровесники там за океаном в это же самое время веселились где-то «Студии 54», а кто-то уже взял от жизни все и угасал от СПИДа. Этим ребятам было не позволено быть молодыми и раскрепощенными, у них вообще не было никакого выбора. А потому в этом фильме — они как оппозиция всему этому косному и закомплексованному советскому обществу, погрязшему во лжи, какие-то чужие, другие. Даже внешне. Яркие, красивые личности со своим особым взглядом на жизнь, бунтари без причины всегда были на обочине в нашей стране. Продолжается это и сегодня.

Поэтому эта картина — еще и предупреждение всем тем, кто сегодня ностальгирует по тому времени, с радостью поет старые песни о главном, возлагает цветы к могиле Сталина и надевает на себя футболку с серпом и молотом. Просто чтобы помнили, с каким багажом они садятся на самолет в свое очередное путешествие. Чтобы помнили лица тех ребят, которым этого не было позволено, которые оказались на грани отчаяния, которых довели до страшного преступления.

Фильм снят на грузинском языке. И это тоже в какой-то степени свобода и раскрепощенность, которая будет понятна всем в мире. «Заложники» — абсолютно европейское кино по духу с невероятными молодыми лицами, актерами, которых можно было представить в фильмах у неореалистов или французской новой волне. Такое кино не отпускает, и слезы в зале во время премьерных показов в Берлине еще более выразительны, чем возможные самые бурные аплодисменты. В кино и правда никто никого не оправдывает и не прощает. Простит их только Бог. Но те, кто загубил, те, кто реальные убивцы и изуверы — вполне очевидно. А они вот такие — криминальные любовники, любовники жизни. И их свобода до конца.

Фото: кадры из фильма «Заложники» / Kinopoisk

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века