Осужденный за госизмену российский ученый попросил Путина о помиловании

29 мая, 12:49
1 684 0

Осужденный на семь лет за госизмену 76-летний российский ученый Владимир Лапыгин попросил о помиловании президента России Владимира Путина, сообщает «Открытая Россия».

На сайте движения отмечается, что прошение Лапыгина сейчас рассматривает Тверская комиссии по помилованию. Ученый также направил кассационную жалобу в Верховный суд.

Лапыгин работал в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения Роскосмоса (ЦНИИмаш) и участвовал в создании ракетоносителей, межконтинентальных баллистических ракет и возвращаемых космических аппаратов. Он — кандидат физико-математических наук, имеет звание заслуженного машиностроителя России.

В мае 2015 года Лапыгина заподозрили в передаче «секретной информации за рубеж» и поместили под домашний арест. В сентябре прошлого года его приговорили к семи годам колонии.

По версии следствия, в 2011 году Лапыгин отправил Китаю файл, который содержал программный комплекс, позволяющий рассчитывать оптимальные аэродинамические характеристики гиперзвуковых летательных аппаратов. В нем содержалась информация, составляющая государственную тайну.

В суде он подтвердил, что присылал своему знакомому из Китая ознакомительную версию программы. В 2010 году она получила заключение о возможности ее открытого опубликования.

В феврале Верховный суд утвердил приговор Лапыгину. После этого 23 ученых обратились к Путину с просьбой его помиловать. Им ответили, что Лапыгин должен сам подать прошение о помиловании, рассказал «Открытой России» заслуженный деятель науки РФ Александр Крайко, один из подписантов.

«Что же касается существа дела, то в тех расчетах, которые он переслал китайцам, нет ничего секретного. Во-первых, это обсчет корабля „Союз“, который летает с 1961 года на Международную космическую станцию. Во-вторых, бывают такие коммерческие программы, которыми все пользуются. Лапыгин лишь нарушил порядок пересылки демо-версии: обычно создается специальная комиссия, которая дает разрешение на пересылку. Но, как мы пишем в письме, „тяжесть назначенного ему наказания не соответствует тяжести содеянного“. На вопрос, почему стало возможным такое абсурдное дело, Крайко ответил: „Я подозреваю, что кому-то захотелось получить очередную звездочку“», — рассказал он.

Лапыгин работал с Китаем по различным проектам с 1990 года до 2014-го. «Открытая Россия» отмечает, что он неоднократно выезжал в Китай в служебные командировки, согласованные с куратором ЦНИИмаш от ФСБ.

Купить подписку