Глава «Транснефти» объяснил продажу доли в крупнейшем российском порту

Новости
19:07, 1 декабря
1 112
0
Поделиться

«Транснефть» решила выйти из состава акционеров крупнейшего российского портового оператора — Новороссийского морского торгового порта (НМТП) — чтобы избавиться от непрофильных активов, рассказал Дождю глава «Транснефти» Николай Токарев. 

«Участвовать в непрофильной для нас деятельности, в развитии зерновых терминалов, контейнерных перевозок — это не совсем наша задача, поэтому решение (о продаже — Дождь) было продиктовано вот этими соображениями», — сказал Токарев. Сейчас этот вопрос рассматривается в правительстве, добавил он. 

О том, что «Транснефть» готовится выйти из состава акционеров крупнейшего российского портового оператора — НМТП, Дождю стало известно в сентябре. Летом 2016 года «Транснефть» отправила в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность выхода из этого актива, рассказывали источники Дождя. 

Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго. Причины продажи тогда не назывались, опрошенные Дождем эксперты называли НМТП «прекрасным активом». 

Интерес к нему проявлял один из крупнейших мировых портовых операторов — DP World, принадлежащий правительству ОАЭ. рассказывал источник Дождя, близкий к одному из акционеров НМТП. Покупкой актива также интересуются группа «Сумма», ГК «Дело» и Российский фонд прямых инвестиций. 

О необходимости продавать свои непрофильные активы Путин напомнил госкомпаниям в марте 2016 года, писали «Ведомости». 

«Новороссийский морской торговый порт» — крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота. Ему принадлежат порты, заводы и терминалы в Новороссийске и Приморске. По данным «Спарк- Интерфакс», убыток компании по итогам 2015 года составил пять миллиардов рублей. Он возник из-за курсовой переоценки кредита в 1,95 миллиарда долларов, который НМТП взял у Сбербанка в 2011 году на покупку «Приморского торгового порта», объяснил аналитик агентства «Атон» Михаил Ганелин. В первом полугодии 2016 года порт уже показал прибыль 22 миллиарда рублей.

«Транснефть» и «Сумма» Зиявудина Магомедова на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП через зарегистрированную на Кипре компанию Novoport Holding Ltd. «Транснефть» с учетом 10,5% акций, которые «Транснефть – Сервис» (структура «Транснефти») купила в 2013 году, владеет 35,5% акций порта. Еще 5,3% акций принадлежат РЖД. Государству через «Росимущество» принадлежит 20% НМТП. Остальные акции находятся в свободном обращении.

Бывшие владельцы порта предприниматель Александр Пономаренко и депутат Госдумы прошлого созыва Александр Скоробогатько начали скупать акции еще в 90-е годы. В 2006 году более 63,36% акций НМТП принадлежали офшору Kadina, который контролировали Пономаренко и Скоробогатько. Через два года долю в НМТП получил Аркадий Ротенберг — связанные с ним структуры купили 20% Kadina.

В 2011 году Kadina продала 51,1% порта структуре «Сумма» Зиявудина Магомедова и «Транснефти». По данным источников «Ведомостей», за контрольный пакет НМТП «Транснефть» и «Сумма» тогда заплатили 2,5 миллиарда долларов — на 80% выше рыночной цены порта. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.