The Bell и «Медуза»: аресту Марины Раковой предшествовал ее конфликт с «Просвещением» из-за многомиллиардных госконтрактов на учебники

25/10/2021 - 18:50 (по МСК)

Уголовному делу против бывшего замминистра просвещения и вице-президента Сбербанка Марины Раковой предшествовал ее конфликт вокруг многомиллиардных госконтрактов с издательством «Просвещение». Об этом пишут The Bell и «Медуза»* со ссылкой на источники.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

По словам собеседников The Bell, главным проектом Раковой были «Кванториумы» ― сеть бесплатных детских учебных центров по перспективным направлениям. Проект финансируется из федерального и региональных бюджетов при поддержке крупнейших российских компаний. Ракова направила проект «Кванториумов» в Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2014 году, а уже на следующий год его одобрил наблюдательный совет, возглавляемый Владимиром Путиным.

В 2018 году Марина Ракова стала замминистра просвещения, а «Кванториумы» внесли в национальный проект «Образования». Его реализацией занялся подведомственный Минпросвещения «Фонд новых форм развития образования». Сначала его возглавляла сама Ракова, потом — ее подчиненный Максим Инкин, сейчас арестованный по делу Раковой об особо крупном мошенничестве.

По словам одного из чиновников Минпросвещения, при Раковой этот фонд стал, по сути, проектным офисом всего нацпроекта «Образование», на который до 2024 года выделено из бюджета 784,5 миллиарда рублей.

По данным The Bell, Раковой и ее проекту покровительствовал первый вице-премьер Андрей Белоусов, фактически создавший АСИ. Белоусов и Ракова часто появлялись вместе на мероприятиях по продвижению «Кванториумов», рассказал источник The Bell, сотрудничавший с Раковой по ее проектам в министерстве. «Люди Белоусова звонили, вызывали и вообще всячески двигали этот проект», — сообщил он.

Источник издания, близкий к Сбербанку, рассказал, что Белоусов также содействовал назначению Раковой куратором дивизиона «Цифровые образовательные платформы» в Сбербанке после того, как она ушла из Минпросвещения. Это произошло в 2020 году после того, как министром стал Сергей Кравцов, отношения с которым, по словам одного из знакомых Раковой, у нее не сложились.

Еще пять источников The Bell утверждают, что до ухода Раковой из Минпросвещения один из главных конфликтов у нее был с издательством «Просвещение», поставляющим учебники в российские школы.

По словам бывшего члена команды Раковой по созданию «Кванториумов», «Просвещение» хотело монопольно поставлять оборудование в детские технопарки. По подсчетам The Bell, госзаказ для всех технопарков, запущенных с 2015 года, оценивается минимум в 14,1 миллиарда рублей. «Конкуренция была большая, деньги были большие, и многие за этот кусок пирога были готовы биться до крови», — отметил бывший подчиненный Раковой.

Также споры касались проектов, которые развивались на базе обычных школ, сообщил источник The Bell в Минпросвещения. По его словам, Ракова часто выступала против поставщиков, которых лоббировало «Просвещение», а также успешно отстаивала высокие требования к поставляемой в школы технике.

По словам знакомого по работе с Раковой предпринимателя, она пыталась «довольно жестко отодвигать» издательство и, «судя по всему, правда хотела для рынка конкуренции». Собеседник The Bell отметил, что Ракова «в целом много с кем ссорилась — высокопоставленные люди могли обижаться».

По словам знакомых бывшей чиновницы, конфликты продолжались и после того, как Ракова вошла в совет директоров «Просвещения» как представитель Сбербанка, консорциум которого с ВЭБ.РФ и Российского фонда прямых инвестиций договорился о покупке 25% акций издательства.

В 2011 году небольшое издательство «Олма Медиа» сенатора Олега Ткача и его партнера Владимира Узуна купило «Просвещение» у государства за 2,25 миллиарда рублей. Большую часть средств «Олма» привлекла в СМП банке Аркадия и Бориса Ротенбергов.

Аркадий Ротенберг с 2013 по 2017 годы был председателем совета директоров «Просвещения». Источник «Ведомостей» говорил, что долю бизнесмена получили доверенные ему люди. Основными бенефициарами «Просвещения» считаются Олег Ткач и Владимир Узун.

«Очень хороший стратег и сильный переговорщик, но жесткий и мстительный, вступаться за его врагов никто не станет», ― описал Ткача знакомый с ним собеседник The Bell. По его словам, Ракова, будучи замглавы Минпросвещения, «позволяла себе открыто спорить, не слушала». «Характер у нее жесткий. Но для Ткача такое обращение — это не по понятиям», ― добавил источник издания.

«Медуза»* писала, что у Раковой также были плохие отношения с бывшим министром образования Ольгой Васильевой, которая сейчас возглавляет Российскую академию образования. По информации издания, именно экспертиза РАО легла в основу уголовного дела против Раковой.

Васильева лоббировала «Просвещение» и превратило издательство почти в полную монополию, утверждает издание. Ракова на должности вице-президента Сбербанка курировала проект «СберКласс», призванный заменить устаревшие бумажные учебники.

По словам близкого к Сбербанку источника «Медузы»*, одним из условий при покупке доли в «Просвещении» было то, что учебниками займется Ракова. Сбербанк хотел, чтобы она возглавила «Просвещение», утверждает он. Ракова хотела внедрять больше цифровых учебных материалов, но привыкшее к бумажным учебникам «Просвещение» не знало, как на этом зарабатывать, объяснил собеседник издания.

«Заставить их делать новый контент невозможно: они этого не умеют и не хотят делать. С Раковой у них речь шла о том, чтобы хотя бы на платформенные решения переводить их контент», ― рассказал он.

По мнению трех источников «Медузы»*, деятельность Раковой ставило бизнес «Просвещения» на бумажных учебниках под вопрос. Издательство каждый год зарабатывало около 10 миллиардов рублей на поставках одних и тех же школьных учебников, а «СберКласс» поставлял школам свою систему бесплатно и собирался наполнять ее своим же цифровым контентом. В пандемию его позиции усилились.

По словам близкого к Сбербанку источника «Медузы»*, после увольнения Раковой началось «очень сильное давление на руководство» из-за «СберКласса».

Еще одним его фигурантом дела Раковой является ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергей Зуев. По версии следствия, в 2019 году Ракова пролоббировала выделение бюджетных средств «Фонду новых форм развития образования», а тот заказал работы у Шанинки. Следствие утверждает, что работы не были выполнены, но деньги за них Шанинка получила. Ущерб оценивается в 50 миллионов рублей.

*По решению Минюста, «Медуза» включена в реестр СМИ, выполняющих в России функции иностранного агента

Другие новости
США тайно поставили Украине ракеты дальнего радиуса действия ATACMS Вчера в 22:41 Сергей Шойгу своим приказом отстранил Тимура Иванова от должности замминистра Вчера в 22:40 Байден подписал закон о помощи Украине Вчера в 18:22 В Госдуме предложили сажать за диверсию на 35 лет Вчера в 16:27 Вагнеровца, который по возвращении с войны убил пенсионерку, приговорили к 22 годам колонии Вчера в 16:26 Суд арестовал замминистра обороны Тимура Иванова Вчера в 16:25 «Важные истории»: замминистра обороны Тимура Иванова подозревают в госизмене Вчера в 12:47 Gazeta Wyborcza: один из подозреваемых в нападении на Леонида Волкова — боец ММА и фанат футбольного клуба «Легия» Вчера в 12:46 РПЦ запретила в служении священника, который провел панихиду по Алексею Навальному Вчера в 12:46 В Смоленской области после атаки беспилотников произошли пожары на «энергетических объектах» Вчера в 12:45