Российские ученые рассказали о женщине, болевшей ковидом почти год. У нее нашли 40 мутаций вируса

31 июля, 13:47
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Коллектив российских ученых изучил самый продолжительный на сегодня случай заболевания коронавирусом у пациентки с ослабленным иммунитетом из-за лимфомы, которая болела 318 дней. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Сколтеха. Препринт статьи ученых опубликован на сайте Research Square. Они, в частности, обнаружили, 40 мутаций у вируса, часть из которых помогали вирусу обходить Т-клеточный иммунитет.

Исследование проводили специалисты Сколтеха, НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, Института биоинформатики и другие научные и медицинские учреждения.

Рекордный по длительности случай заболевания коронавирусом зафиксировали у женщины с поздней стадией неходжкинской В-клеточной лимфомы. Первый положительный тест на COVID-19 она сдала в апреле 2020 года, а окончательный отрицательный — в марте 2021 года. Как отметили в Сколтехе, пациентка за это время дважды испытывала сильные симптомы коронавируса — жар и пневмонию.

Как выяснилось в ходе исследования, вирус приобрел 40 мутаций, изменяясь значительно быстрее, чем обычно. Ученые пришли к выводу, что вирус адаптировался к существованию в организме человека, закрепляя мутации, которые помогали ему лучше выживать или быстрее размножаться.

Один из авторов исследования, профессор Сколтеха и эволюционный биолог Георгий Базыкин отметил, что для большинства заболевших ковид — «это острое заболевание, длящееся не более нескольких недель», но случается, что вирус «продолжает размножаться в человеке гораздо дольше, при этом эволюционируя».

«Это случается, если по какой-то причине у человека подавлена иммунная система. <…> Хотя это самый долгий такой описанный случай, он не единственный. Но в нашем случае есть одна примечательная особенность: у пациентки полностью отсутствовали антитела. Полгода назад мы недоумевали – если антител нет, к чему адаптация?» — написал Базыкин.

Как отмечается в статье, из 40 мутаций 12 препятствовали распознаванию и нейтрализации коронавируса Т-клетками. В анализе крови женщины ученые обнаружили небольшое количество антител IgG, но только в одном из образцов. При этом они обнаружили сильный T-клеточный ответ на вирус. Они предположили, что коронавирус у женщины мутировал, чтобы избежать Т-клеточного иммунитета, так как из-за заболевания лимфатической системы другие виды иммунитета у пациентки были ослаблены.

Другой автор исследования Евгения Алексеева пояснила, что мутации, накопленные вирусом «позволяли ему направленно уклоняться от презентации антигеном аллелями HLA пациентки, делая T-клеточный иммунный ответ неэффективным». Исследователи полагают, что уклонение от T-клеток может стать двигателем эволюции коронавируса в пациентах с ослабленным иммунитетом, делая их своеобразным «спортзалом» для вируса.

«Если рассмотреть варианты коронавируса, которые в последнее время получили широкое распространение и известность, то в их происхождении есть нечто необычное. Когда появляется такой вариант, он часто быстро накапливает множество мутаций, точно так же, как это происходит у пациентов с подавленной иммунной системой. Это привело к предположениям о том, что такие люди могут быть своеобразным „спортзалом“ для вируса, где тот „тренируется“ лучше заражать людей. Хотя вирус, который мы изучали, свой „спортзал“, судя по всему, так и не покинул, наши выводы показывают, что различных „тренажеров“ в нем больше, чем мы думали», — отметил Базыкин.

Купите подписку